России нужно готовиться к падению нефтегазовых доходов из-за глобального перехода на зеленую энергию, заявил Силуанов. Ранее Путин анонсировал сокращение доли нефтегазовой отрасли в доходах бюджета до трети.

Россия должна готовиться к снижению доходов от экспорта ископаемого сырья из-за стремления других стран перейти на чистую энергию, заявил Bloomberg министр финансов Антон Силуанов.

По его словам, модель, которую разработал Минфин, показывает, что введение углеродного налога и развитие возобновляемых источников энергии могут вызвать существенное снижение спроса на сырье и привести к «радикальным изменениям в глобальном энергетическом балансе», передает Forbes.

«Большая часть доходов нашего бюджета поступает от экспорта, поэтому нам нужно понять, как мы восполним сокращение доходов, если эти прогнозы окажутся верными», — сказал Силуанов.

Чистая и гордая: зеленая энергетика больше не нуждается в государственных субсидиях

Ожидается, что в этом году на долю нефтегазовой отрасли придется больше 40% доходов российского бюджета, пишет Bloomberg. В сентябре прошлого года президент Владимир Путин утверждал, что в 2021 году доля нефтегазовых доходов бюджета снизится до трети. «Если в 2011 году доходы от углеводородов составляли половину всех доходов бюджета, то в 2021 году их доля снизится до одной трети. На такой уровень устойчивости бюджетной системы мы выходим впервые в современной истории России», — сказал тогда Путин.

Согласно отчету Счетной палаты, в прошлом кризисном году доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета России составила 28%. Минфин прогнозировал, что в 2021 году доля нефтегазовых доходов будет на уровне 31,9%.

По словам Силуанова, Минфин обсуждает пакет налоговых и тарифных мер, которые должны помочь российской экономике и бюджету «максимально безболезненно» адаптироваться к ужесточающимся правилам углеродного регулирования.

Экономика выбросов: как Россия будет соблюдать Парижское соглашение по климату

Евросоюз разрабатывает пограничный углеродный налог, который планируется поэтапно вводить с 2023 года. Предполагается, что эта мера будет стимулировать экспортеров энергоресурсов снижать выбросы углерода для борьбы с изменением климата. Этот налог грозит расходами российским экспортерам энергоресурсов и промышленных товаров, производство которых приводит к выбросам углерода.

В апреле глава Минприроды Александр Козлов оценил потенциальный ущерб от углеродного налога для российских компаний более чем в €3 млрд ($3,6 млрд) в год. По прогнозу KPMG, который приводила Financial Times, с 2022 по 2030 год издержки составят примерно $60 млрд. По оценке Банка России, новый налог ЕС может стоить России €8,2 млрд евро ($9,7 млн) в год, а министерство энергетики заявило, что из-за него российские нефтегазовые компании могут ежегодно терять $4 млрд, пишет Bloomberg.