Повышение нефтеотдачи пластов последние годы является приоритетной задачей нефтедобывающих компаний. Для ее выполнения помимо прочего применяются инновационные разработки в буровой и промысловой химии. Они требуют и длительных исследований, и значительных финансовых затрат. Однако результат того стоит, и компании, в том числе и российские, активно работают в этом направлении
26 мая состоялась Третья международная конференция «Буровая и промысловая химия 2014», организованная CREON Energy. Партнером мероприятия выступила Evonik Industries. Генеральным информационным партнером - журнал «Нефть России».
Ситуация на российском нефтесервисном рынке очень неоднозначна, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. Иностранные компании занимают все большую долю рынка, вытесняя отечественных поставщиков. Однако политическая ситуация ставит под вопрос расширение активности зарубежных фирм в нашей стране. «Санкции Запада в отношении РФ вроде бы дают шанс российским компаниям, но готовы ли они им воспользоваться? Способны ли полностью заместить импортные товары и услуги в области нефтесервиса?» Г-н Тургунов также отметил, что в ходе недавнего визита Президента Владимира Путина в Китай партнерство между странами вышло на новый уровень. А это значит, что конкуренция с китайскими коллегами усилится.
Обзор нефтяного сектора России за 2013 г. представил директор департамента углеводородного сырья CREON Energy Анастас Гатунок. По итогам 2013 г. добыча нефти и газового конденсата в России составила 523.3 млн т, это на 1% (5.3 млн т) больше показателя 2012 г. Лидерами по росту добычи стали компании «Роснефть» (+2.7 млн т, без учета добычи предприятиями бывшей «ТНК-ВР»), «Лукойл» (+2 млн т), «Газпром» (+1.8 млн т) и независимые производители, которые суммарно увеличили добычу на 1.8 млн т (без учета предприятий, входящих в НК «Нефтиса»). Снизили добычу «Славнефть» (-1.1 млн т) и «Русснефть» (-0.3 млн т).
Проходка в бурении за 2013 г. составила 21.7 млн м (рост на 5.5% по сравнению с 2012 г.). Основную долю составляет эксплуатационное бурение. Лидером среди регионов является Западная Сибирь. Лидерами по проходке в бурении по итогам 2013 г. являются «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Газпром нефть». При этом наибольший рост относительно 2012 г. среди ВИНКов наблюдался у компаний «Башнефть» (+83.3%), «Славнефть» (+50.2%), «Роснефть» (+44.3%) и «Газпром нефть» (+18.9%), а также операторов СРП, увеличивших бурение более чем в два раза. Падение продемонстрировали «Новатэк» (-40.3%), «Татнефть» (-13.2%) и независимые производители (-8.8%). Столь сильный отрицательный показатель «Новатэка» объясняется тем, что в презентации учитывались лишь нефтяные скважины, у компании же основной объем буровых работ приходится на скважины по добыче газа.
На 1 января 2014 г. эксплуатационный фонд скважин увеличился по сравнению с 1 января 2013 г. на 2.3 тыс. единиц (+1.5%) до 152 тыс. скважин. Неработающий фонд скважин составил 12.9% от эксплуатационного.
В 2013 г. фонд скважин, дающих продукцию, увеличился на 4.7 тыс. скважин (+3.3%) по сравнению с декабрем 2012 г., что опережает темп роста эксплуатационного фонда на 1.8%. В 2013 г. на новых месторождениях введено 553 добывающих скважины, добыто 37.2 млн т нефти. Проходка в эксплуатационном бурении составила 1.7 млн м. Наибольшую долю в общем объеме добытой на новых месторождениях нефти занимает «Роснефть», лидером по проходке в эксплуатационном бурении и вводу добывающих скважин является «Сургутнефтегаз».
Таким образом, подвел итог г-н Гатунок, для поддержания уровня добычи нефтяные компании вынуждены разрабатывать новые месторождения, в связи с чем объем буровых работ в ближайшие годы будет расти. Ввиду того, что разработка новых месторождений обходится достаточно дорого, нефтяные компании повышают эффективность использования действующих месторождений.
Исламнур Фатхутдинов, старший специалист отдела химических реагентов для бурения компании «Промышленная химия» (входит в ГК «Миррико»), рассказал о решениях для предотвращения осложнений в виде осыпей и обвалов. Эти проблемы довольно часто возникают при строительстве скважин (бурении и креплении). Решение компании – это применение систем буровых растворов Algypo, разработанных ГК «Миррико» при участии ведущих научно-исследовательских и образовательных институтов России. При строительстве скважин с применение систем буровых растворов Algypo предотвращаются осложнения в виде осыпей, обвалов и порового поглощения бурового раствора, улучшается качество крепления затрубного пространства эксплуатационных колонн, сохраняются коллекторские свойства продуктивного пласта. Применение систем бурового раствора Algypo способствует изоляции порового поглощения бурового раствора интенсивностью до 5 м куб./час, предотвращает осложнения в виде осыпей и обвалов, улучшает качество сцепления цементного камня с эксплуатационной колонной. Предусмотрена возможность перевода системы бурового раствора Algypo в систему Algypo БКР. Также у компании имеется опыт применения буровых растворов на углеводородной основе.
Партнером компании является «АзТекДриллинг», закупающий у «Промышленной химии» около 80% от общего объема химии. Остальные 20% составляют утяжелители и глинопорошки, которые поставляются непосредственно с заводов-изготовителей, рассказал Анатолий Фирсов, начальник департамента по буровым растворам «АзТекДриллинг». В настоящее время сервис по буровым растворам ведется в трех регионах страны. Первый – Республика Коми, где в 2013-2014 гг. для «Лукойл-Коми» было пробурено три битумных скважины. Второй – Башкортостан, где для «Башнефть-добыча» пробурены две скважины. И третий – Татарстан, где «АзТекДриллинг» совместно с «Промышленной химией» провел опытно-промысловые работы при строительстве боковых горизонтальных стволов на двух скважинах «Зюзеевнефть».
Подбор химических продуктов для использования в технологиях нефтеотдачи пластов – важная и ответственная часть процесса нефтедобычи. По словам начальника отдела увеличения нефтеотдачи пластов института ТатНИПИнефть компании «Татнефть» Марата Амерханова, большая часть крупных нефтяных месторождений находится на поздней стадии разработки, которая характеризуется постепенным снижением добычи нефти, поэтому разработка и расширение применения методов увеличения нефтеотдачи является важной составляющей для стабилизации добычи нефти. Химические методы в зарубежной литературе, как правило, делятся на несколько групп по характеру применяемого агента: полимеры, поверхностно-активные вещества (ПАВ), щелочное заводнение, закачка эмульсий, комбинированные методы с использованием комплекса реагентов и др. В компании «Татнефть» существуют различные по направлению воздействия на пласт методы увеличения нефтеотдачи, в которых используются данные реагенты.
Г-н Амерханов озвучил итоги применения физико-химических методов увеличения нефтеизвлечения на месторождениях «Татнефти». За более чем 40 лет реализовано 63 тыс. мероприятий, за счет которых получено более 95 млн т нефти. Применение методов увеличения нефтеизвлечения способствовало удержанию обводненности отбираемой продукции на уровне около 85% и сохранению дебита нефти на уровне свыше 4 т/сутки. Доля дополнительной добычи нефти за счет применения физико-химических методов увеличения нефтеизвлечения от всей добычи нефти компании «Татнефть» составляет более 23% (текущая).
О продукции немецкой компании Evonik Industries для нефтедобычи и нефтепромысловой химии рассказал Аркадий Майзельс, технический скаут (регион Европа). Компания активно выходит на российский рынок, предлагая множество решений в области бурения, в частности, буровые растворы на органической основе (имеют улучшенные смазочные и реологические свойства и повышенную термическую стабильность). Также компания производит ингибиторы отложений парафинов и газовых гидратов, компоненты для ингибиторов коррозии, эмульгаторов и добавки для повышения отдачи пласта.
Представитель «Газпром ВНИИГАЗ» Азамат Гайдаров рассказал об опыте применения катионного бурового раствора на скважине №939 Астраханского ГМК. Традиционные анионно-неионные буровые растворы имеют ряд недостатков, которые вызывают осложнения при их использовании. Например, они активно взаимодействуют с глинами: происходит набухание, диспергирование и потеря устойчивости глин. Минимальное взаимодействие глины с буровым раствором достигается при следующем составе компонентов: водорастворимая соль (катион + анион), катионный и анионный полимер.
Все используемые в настоящее время буровые растворы многокомпонентны, что создает определенные сложности при управлении свойствами и показателями раствора. Катионные системы отличаются малокомпонентностью, т.к. основные компоненты из состава бурового раствора многофункциональны. Поэтому управление свойствами и показателями катионного раствора производится малым числом и количеством компонентов.
На скважине №939 Астраханского ГМК используется катионный буровой раствор Катбурр, который отличается высокими ингибирующими свойствами, очень высокой глиноемкостью, низкими структурно-реологическими и фильтрационными показателями и отсутствием наработки.
Отработанные нефтепродукты вошли в приоритетный перечень товаров, согласно которому будут формироваться нормативы утилизации. Об этом сообщил Владимир Аленцин, член комитета природопользования и экологии Московской торгово-промышленной палаты. Изменения в системе обращения с отходами обусловлены упразднением лицензирования использования отходов. МТПП создает благоприятную правовую среду для формирования отрасли по сбору и переработке отходов. В частности, проводятся мероприятия по устранению административных барьеров, сдерживающих повышение эффективности сбора промышленных отходов.
Существует опыт использования отработанных масел в качестве компонента буровых растворов. Однако г-н Аленцин отметил, что есть определенные трудности при выводе этого продукта на рынок. Связаны они, прежде всего, с консервативным подходом технологов предприятий, предпочитающих использовать гораздо более дорогие, но уже проверенные компоненты.
На современном этапе одна из основных задач нефтегазовой отрасли – поддержание достигнутого уровня добычи нефти. По словам Антона Шишкина, менеджера по продвижению продуктов для нефтегазового сектора ОХК «Уралхим», эта задача решается за счет бурения новых скважин и интенсификации работы старого фонда. Последнее обстоятельство ведет к увеличению числа текущих и капитальных ремонтов скважин. Наиболее важную роль в процессе ремонтных работ играют жидкости глушения. Их научно обоснованный подбор обеспечивает предупреждение таких осложнений, как поглощения, нефтегазопроявления, агрессивное коррозионное воздействие на внутрискважинное оборудование. Особое место среди жидкостей глушения занимают тяжелые рассолы без твердой фазы. Их широкое применение обусловлено стремлением обеспечить максимальное сохранение коллекторских свойств продуктивных пластов, характеризующихся высокими давлениями.
В 2013 г. ОХК «Уралхим» начала производство безводного нитрата кальция для нефтегазовой сферы на Кирово-Чепецком химическом комбинате. Нитрат кальция является компонентом технологических жидкостей глушения при заканчивании и капитальном ремонте скважин, компонентом для приготовления буровых растворов на водной и углеводородной основе. Он также является дешевым и эффективным восстановителем плотности рассолов хлоридов, бромидов, в тампонажных растворах используется как ускоритель схватывания цемента и ингибитор коррозии. Низкий процент нерастворимого остатка гарантирует сохранение коллекторских свойств продуктивного пласта. Благодаря невысокому содержанию нитрата аммония достигается низкая коррозионная активность раствора нитрата кальция. Раствор нитрата кальция имеет низкую температуру застывания, что дает возможность использовать его в условиях Крайнего Севера. Ингибирующие свойства кальция по отношению к глинистым породам, хорошая растворимость в холодной воде, экологическая безопасность – эти свойства положительно характеризуют нитрат кальция как компонент жидкостей глушения, буровых растворов.
Эффективные реагенты для борьбы с набуханием глин и глинистых сланцев представил технический специалист «БПН Интернэшнл» Павел Ларионов. Хлорид триметиламмония - продукт химической реакции соляной кислоты, триметиламина и окиси этилена. Является стабилизатором глин при бурении и глушении скважин, а также применяется как компонент жидкости, используемой при гидравлическом разрыве пласта. Его преимущества - высокая эффективность при использовании, нетоксичность, экологичность и биоразлагаемость, совместимость с большинством добавок к буровым растворам. Хлорид триметиламмония является активным веществом, может применяться в любых окружающих условиях и не кристаллизуется при использовании в рассолах при низких температурах (не замерзает при Т <-30C). Также г-н Ларионов рассказал про сульфированный асфальт, который может использоваться в буровых растворах как на водной, так и на углеводородной основе.
Начальник отдела продаж неорганической химии «Химического завода им.Л.Я. Карпова» Ирина Гагарина рассказала о применении продукции компании в нефтесервисе. Предприятие выпускает более 40 наименований химической продукции технической, реактивной и фармакопейной квалификаций, ингибиторы коррозии и солеотложений водооборотных циклов, биоцидное средство. Компания производит такие реагенты для нефтегазодобывающей промышленности, как хлористый кальций, сульфит и тиосульфат натрия, силикагели, сульфат натрия, сульфат магния, пиросульфит натрия (метабисульфит натрия), биоцид и алюмосиликатный адсорбент АС-230Ш для регенерации отработанных масел.
По итогам прошлогодней конференции стало очевидно, что российская нефтедобыча серьезно зависит от иностранных нефтесервисных компаний, комментирует Анастас Гатунок. Уже тогда компания CREON Energy обратила внимание участников рынка на недопустимость подобной ситуации. Особенно это касается разработки новых месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктического шельфа. За минувший год появились новые негативные факторы. Обострение политической ситуации на Украине обернулось для нас вводом санкций со стороны Запада. В дальнейшем они могут быть ужесточены – вплоть до запрета на поставки в РФ технологий и товаров, использующихся в ключевых секторах экономики. «В свете всего происходящего мы призываем российские нефтяные и нефтедобывающие компании уделить особое внимание развитию технологий, использующихся при разработке месторождений и добыче углеводородного сырья, - резюмирует г-н Гатунок. – Развитие отечественного нефтесервиса и производство необходимых для него продуктов на данный момент невозможно без комплексной поддержки государства. Необходимо на высшем уровне увеличить объемы финансирования НИОКР в этой области, а также стимулировать нефтегазовые компании использовать преимущественно российские технологии. В противном случае возможно общее снижение добычи нефтеконденсатного сырья и как следствие – стремительный спад в экономике в целом».