Максим Филимонов
МОСКВА (Рейтер) Снижение цен на российскую нефть ставит под угрозу исполнение еще не принятого Госдумой бюджета на 2002 год и сужает возможности правительства для экономического маневра в преддверии 2003 года, на который приходятся рекордные выплаты по внешним долгам и парламентские выборы.
Однако фактическое согласие России «подыграть» развитым западным странам, которые на фоне замедления своих экономик заинтересованы в низких ценах на нефть, позволяет Москве надеяться на успешные переговоры о реструктуризации долга бывшего СССР. Размен низких цен на нефть на реструктуризацию долга и политическую поддержку может оказаться достаточно выгодной для России сделкой.
От цены на нефть в России зависит очень многое: жизненный уровень населения, темпы экономических реформ, инфляция и платежный баланс, производство и потребление, а также исполнение основного финансового закона страны федерального бюджета.
БЮДЖЕТ «ТРЕЩИТ»
Проект федерального бюджета на 2002 год, который находится на рассмотрении Госдумы, рассчитан, исходя из минимальный среднегодовой цены на нефть марки Urals $18,5 за баррель. При этом получение профицита и создание резерва в размере $3,5 миллиардов для расчетов с иностранными кредиторами в 2003 году возможно только при цене на нефть $23,5 за баррель. В пятницу, когда комитет Госдумы обсуждал бюджет в преддверии его обсуждения в третьем чтении, Urals на торгах в Европе стоил $16,50 за баррель.
«Если цена на нефть останется в среднем на таком уровне в 2002 году, бюджет потеряет $6-7 миллиардов... Это означает, что не будет резерва, и еще $2,5 миллиарда надо где-то взять», говорит управляющий вице-президента компании Тройки Диалог Олег Вьюгин.
По словам Вьюгина, основные потери бюджета будут складываться за счет падения доходов от экспортных пошлин и налога на полезные ископаемые.
Если цены на нефть будут ниже, то "дыра" в бюджете будет еще больше, и что бы ни говорили правительство и Минфин, полностью справиться с теми обязательствами, которые заложены в бюджет, будет достаточно сложно.
Еще на более ранних стадиях рассмотрения многие экономисты критиковали правительство за отсутствие в бюджете продуманного механизма компенсации выпадающих доходов в случае резкого ухудшения экономической конъюнктуры. Чтобы свести концы с концами, правительство может пойти по нескольким путям: сократить расходы, привлечь средства на международном и внутреннем рынке капитала, получить кредит у международных финансовых организаций или у Центробанка.
В бюджете на следующий год заложено привлечение еврооблигаций на сумму до $2 миллиардов, которые по первоначальным замыслам правительства предполагалось направить в резерв. Правительство может потратить эти деньги на нужды 2002 года, однако в 2003 году искать пути рефинансирования долговых платежей, которые составят $19 миллиардов, будет сложнее. Кроме того, никто не знает, какой в следующем году будет конъюнктура мирового рынка.
«Пока (перспективы выхода на рынок) выглядят неплохо. Спрэды сократились до 800 базисных пунктов (к доходности облигаций Казначейства США). При 500 пунктах правительство будет готово размещаться. Если правительство будет проводить разумную политику и продемонстрирует готовность к сокращению расходов, проблем с инвесторами не будет. И министерство финансов преуспело в лоббировании идей допуска местных инвесторов на рынок еврооблигаций, что также повысит спрос», говорит старший экономист UFG Алексей Заботкин.
СЕКВЕСТР ПЛОХАЯ ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЕРА
Экономическая экспертная группа (ЭЭГ), которая проанализировала возможное выполнение бюджета РФ на 2002 год, исходя из пессимистического варианта цены $15 за баррель Urals, считает, что оптимальным вариантом было бы секвестирование запланированных непроцентных расходов федерального бюджета на пять процентов. При этом правительству не понадобились бы еврооблигации и кредиты МВФ, а потребность в дополнительном внутреннем заимствовании составила бы 10 миллиардов рублей.
Однако, по мнению аналитиков, по политическим причинам правительство не пойдет на секвестр. Чиновники Минфина категорически избегают слова «секвестр», которое запомнилось депутатам еще со времен 1998 года, когда правительство Сергея Кириенко внесло в Думу проект сокращения расходов, стремясь избежать финансового краха.
Тем не менее, правительство пытается убедить Думу согласиться с поправкой, в соответствии с которой 37 миллиардов рублей из дополнительных расходов могут быть израсходованы только после формирования финансового резерва и только после их фактического получения.
«Если эта поправка пройдет, то ограниченный секвестр бюджета уже будет в него заложен», считает Заботкин.
В 1999 году правительство, не имевшее достаточных средств для выплат по внешним долгам, прибегло к помощи Центробанка, который в первые шесть месяцев через Внешэкономбанк предоставлял правительству валютные кредиты.
По мнению Вьюгина, в 2002 году такой вариант также не исключен, если Международный валютный фонд, который ранее выступал против подобных финансовых операций, будет ее рекомендовать.
«Резервы Центрального банка в настоящее время избыточны, они превышают денежную базу. Поэтому один раз такая мера не страшна», сказал Вьюгин.
России также придется столкнуться с замедлением темпов экономического роста по сравнению с первоначально запланированными правительством 3,5-4,3 процента ВВП.
По мнению ЭЭГ, при пессимистическом варианте ($15 за баррель) рост ВВП составит 2,2-2,3 процента. Аналитики Альфа-банка считают, что рост экономики составит 1,5 процента ВВП. Вьюгин считает, что рост экономики будет колебаться в пределах 2,0-2,5 процента.
Россия могла бы использовать такой механизм поддержания роста экономики и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, как девальвация рубля. Однако аналитики считают, что правительство может пойти на это только в случае затяжного кризиса на нефтяном рынке.
«В краткосрочной перспективе это плохо, так как бьет по реальным доходам населения. В среднесрочной мы можем получить такой же толчок, как в 1998 году. Но учитывая, что в 2003 году состоятся парламентские выборы, вопрос о девальвации будет политически невыгодным», говорит Заботкин.
Вьюгин был более категоричен: «Пойти на девальвацию, понизить доходы населения и повысить доходы предприятий такой путь политически неприемлем».
ДЕШЕВАЯ НЕФТЬ В ОБМЕН НА СПИСАНИЕ ДОЛГОВ?
Однако, по мнению аналитиков, Россия может в 2002 году вновь поднять вопрос о реструктуризации и списания долга бывшего СССР Парижскому клубу. В начале этого года правительство попыталось прощупать почву для того, чтобы не платить этому объединению кредиторов в полном объеме, однако получила жесткий отпор, прежде всего от Германии, на которую приходится более половины задолженности РФ перед клубом.
«Если падение цен на нефть затянется на несколько лет, и Запад будет активно бороться с нефтедолларами, которые идут на финансирование терроризма, Россия оказывается в ситуации, зеркальной той, которая была в начале года с Германией. Тогда они нам говорили высокие цены на нефть вам выгодны, поэтому платите, теперь мы можем сказать низкие цены выгодны вам, поэтому давайте реструктуризацию», сказал Вьюгин.
«Если низкие цены на нефть будут сохраняться, то мы будем находиться в благоприятном положении, чтобы реструктурировать задолженность», считает Заботкин.
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА?
По мнению аналитиков, Россия, которая достаточно жестко реагирует на требования ОПЕК снизить добычу, ведет правильную политику.
«Цены ниже $15 (за баррель) страны ОПЕК не выдержат больше одного года. В этой войне преимущество на нашей стороне, и в этом причина сдержанной позиции правительства... Понятно, что ОПЕК все равно придется снижать объемы, и нам нужно иметь хорошие объемы производства в этой ситуации», сказал Заботкин.
«Выбор сделан, Россия готова к ценовой войне. Политическая позиция должна быть разменена на реструктуризацию долгов», считает Вьюгин.
Кроме того, к ней готово не только правительство, но и российские нефтяники.
«Краткосрочных проблем с деньгами (у нефтяников) быть не должно у всех большие запасы наличности. Год компании могут прожить при отсутствии прибыли. А то, что цены на нефть будут находиться ниже $15 два года, представляется маловероятным», считает Заботкин.
© 2001 "Рейтер Лимитед". Нажмите для информации об ограничениях.