ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует к 2020 году увеличить поставки компримированного природного газа в Уральский федеральный округ до 206,6 млн кубометров. Кроме того, в рамках инвестиционной программы компания намерена построить порядка 20 новых автомобильных газозаправочных станций. Впрочем, участие в проекте пока подтвердила только Свердловская область. Аналитики отмечают, что количество автомобилей на газе в России не превышает 3%, а из-за неразвитости инфраструктуры его реальная конкуренция с бензином в ближайшие 20 лет невозможна.

ООО «Газпром газомоторное топливо» сформировало свои планы по реализации природного газа в качестве моторного топлива и развитию газомоторной инфраструктуры в уральском регионе. Как рассказал „Ъ” заместитель гендиректора компании по взаимодействию с органами власти и регионами Василий Толстопятов, к 2020 году ежегодный объем реализуемого компримированного природного газа (КПГ) на 39 действующих в настоящее время газозаправочных станциях должен составить 206,6 млн куб. метров, загрузка станций — до 77% (сейчас 22%). Кроме того, оператор проекта намерен построить порядка 20 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и оборудовать около 30 жидкотопливных АЗС блоками заправки природным газом.

Структура «Газпрома» в первую очередь планирует заправлять общественный транспорт. «Всего на территории округа более 17 тыс. единиц общественного транспорта и коммунальной техники. По данным минтранса РФ, из них на газ должны быть переведены 4,6 тыс. единиц. В Екатеринбурге и в Челябинске на газомоторное топливо должно быть переведено 50% транспорта, в Тюмени, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Кургане и Сургуте — порядка 30% техники», — подчеркнул господин Толстопятов.

В 2013 году компания заключила соглашение о сотрудничестве со Свердловской областью, сейчас подготавливаются соглашения с Челябинской и Курганской областями. Всего ООО «Газпром газомоторное топливо» подписало соглашения о сотрудничестве с 18 российскими транспортными предприятиями, которые являются потенциальными потребителями газового топлива. В ООО «Газпром газомоторное топливо» не уточнили весь объем инвестиций до 2020 года, в 2014 году финансирование по уральским объектам составит более 300 млн рублей (например, строительство трех новых и реконструкция двух действующих АГНКС).

Впрочем, пока участие в проекте подтвердила лишь Свердловская область. В правительстве Курганской области сообщили, что компания предлагала подписать соглашение о сотрудничестве, однако условия администрацию не устраивают. «В его основе содержатся невыполнимые для региона финансовые обязательства из-за значительного дефицита бюджета. Например, речь идет о льготах по региональным налогами для владельцев транспортных средств, двигатели которых работают на газомоторном топливе. На данном этапе реализация таких условий является для Курганской области невыполнимой», — пояснили в пресс-службе областного правительства.

Челябинская область ведет проект по газификации с 2013 года с ОАО «НОВАТЭК» и компанией «Энерготехгрупп» и не заинтересована в проекте «Газпрома», заявили в региональном правительстве. В пресс-центре НОВАТЭКа не прокомментировали планы конкурентов. Ранее в компании отмечали, что к 2015 году в регионе будет запущена сеть из 25 станций по производству и доставке компримированного (сжатого) природного газа. В конце прошлого года о планах по развитию сети газомоторного топлива в Челябинской области заявляла компания «Татнефть». В 2011 году ОАО «Лукойл» также сообщал, что в случае появления газомоторной спецтехники компания готова встроиться в новый рынок и построить новые АЗС.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что для развития данного сегмента следует создавать соответствующую инфраструктуру, чтобы потребителям было проще и легче использовать газомоторное топливо. «Преимуществом данного топлива является большая экологичность и меньшая цена по сравнению с бензином. Однако использование газомоторного топлива частично ухудшает характеристики автомобилей, что препятствует его более широкому распространению», - говорит он.

По его мнению, реальная конкуренция между газомоторным топливом и традиционным бензином в ближайшие 20 лет вряд ли появится, хотя доля газомоторного топлива и будет постепенно увеличиваться в топливном балансе. Исполнительный директор автодистрибьютора «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин уверен, что для увеличения спроса следует ускорить подготовку нормативно-правовой базы, которая на данный момент отсутствует в России. «Повысить интерес покупателей к газобаллонным авто следует с помощью предоставления льгот для граждан и госструктур, заинтересованных в приобретении автомобилей. В мире 17 млн автомобилей на газе, в России лишь 86 тыс. (не более 3%). Мы также предлагаем усовершенствовать программу утилизации старых авто, предложив обмен на газомоторные автомобили», — пояснил господин Зорин.