В минувший понедельник, 6 декабря, Арбитражный суд Татарстана отказал в иске ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) к коммандитному товариществу «Нижнекамскнефтехим и компания» и ООО «Аттард» (г. Королев Московской области) о признании договора купли-продажи 18,3% акций НКНХ «Аттарду» не заключенным на основании того, что суду не удалось установить факт существования оспариваемого документа, пишет «Коммерсант» в Казани.

Делами коммандитного товарищества (КТ) по договору с нефтехимическим комбинатом с 1999 года управляет московская инвестиционная компания ООО «ИК IBH». С 19 апреля этого года принятие ИК IBH в состав полных товарищей КТ считается незаконным на основании решения Нижнекамского городского суда по иску вкладчиков товарищества.

15 января этого года коммандитное товарищество «Нижнекамскнефтехим и компания» в лице управляющей делами Лады Платоновой якобы заключило с ООО «Аттард» договор купли-продажи ценных бумаг НКНХ, принадлежащих товариществу, в количестве 288,77 млн штук по номинальной стоимости 1 рублей за акцию за 141,277 млн долларов. Согласно договору, бумаги химкомбината должны были быть переданы покупателю в трехдневный срок, но этого не случилось. Тогда «Аттард» получить свое имущество через суд. Арбитражный суд Московской области на своем заседании 21 апреля отказал «Аттарду» в удовлетворении этого заявления.

Летом НКНХ обратился с иском в Арбитражный суд Татарстана о признании сделки по продаже принадлежащих КТ бумаг «Аттарду» недействительной. Заявитель обосновал свои требования тем, что в соответствии с положением учредительного договора товарищества, данная сделка должна быть одобрена большинством (то есть 4/5) голосов товарищества, чего сделано не было. Значит договор купли-продажи принадлежащих КТ бумаг не может быть признан действительным.

Осенью, когда суд приступил к рассмотрению иска по существу, представитель истца Айдар Султанов попросил суд признать сделку не недействительной, а не заключенной. Он мотивировал свое ходатайство тем, что у истца есть «очень большие сомнения» в существовании данного договора. «Документы, представленные «Аттардом» в АС Московской области, на наш взгляд, обладают признаками фальсификации, а сам договор или его копию «Аттард» суду так и не представил», — отметил представитель истца. По его мнению, при отсутствии решения полных товарищей (НКНХ и IBH) по заключению сделки, такой договор нельзя считать заключенным.

6 декабря Арбитражный суд РТ в отсутствии обоих ответчиков (КТ и «Аттарда») на своем заседании еще раз попытался разрешить вопрос о существовании оспариваемого договора купли-продажи акций химкомбината. Но ясности не добился. Представители истца повторили, что о наличии договора им стало известно в процессе судебного разбирательства с «Аттардом», отметив, что самого договора или его копии в материалах апрельского «обеспечительного» дела они не видели. Ничем не помогло суду и ООО «ИК IBH», участвующее в процессе в качестве третьего лица. Представитель IBH Андрей Павлов на просьбу истца представить текст договора, ответил, что в документообороте ИК IBH такой бумаги нет. Он посоветовал истцу адресовать вопросы о наличии договора непосредственно КТ.

Впрочем, до разрешения спора о принадлежности спорного пакета акций НКНХ еще далеко. Как сообщалось ранее, в день заключения оспариваемой сделки с «Аттардом» Лада Платонова подписала договор купли-продажи бумаг НКНХ, принадлежащих товариществу, с кипрской компании Azul International Services Corp — в том же количестве и на такую ту же сумму, что и с «Аттардом».

В начале июня этого года АС Москвы, рассмотрев в предварительном судебном заседании иск Azul к коммандитному товариществу о передаче 18-процетного пакета акций НКНХ, передал рассмотрение этого дела в Татарстан. 10 августа АС РТ, рассмотревший заявление Azul, вынужден был отложить процесс до марта будущего года в связи с необходимостью выяснения местонахождения истца, который пока никак себя не проявил.

Совладельцами НКНХ являются ОАО «Связьинвестнефтехим» (100% его бумаг находятся в собственности правительства Татарстана), владеющее 40% голосующих акций, 18,3% голосующих бумаг принадлежит коммандитному товариществу «Нижнекамскнефтехим и компания» (51% голосов принадлежит самому НКНХ, 49% — ИК IBH), 11,4% — ОАО ТАИФ, 9,5% — ЗАО «Депозитарная компания «НИКокойл»» (номинальный держатель), 14,1% — у прочих юридических лиц, 6,7% — у физических лиц.