На прошлой неделе пресс-служба ОАО «Татнефть» распространила официальное сообщение о том, что компания «не вышла из списка системообразующих предприятий», пишет «Коммерсантъ-Казань».

В пресс-службе подчеркнули, что вопрос исключения из списка находится в компетенции правительства РФ, а не «Татнефти». Напомним, в минувшую среду агентство «Интерфакс» сообщило, что первый заместитель гендиректора компании Наиль Ибрагимов заявил о решении «Татнефти» выйти из списка системообразующих предприятий. «Мы пытались участвовать в программе правительства в рамках перечня предприятий. Мы попали туда (в список.— „Ъ“), но потом вышли. Нам надо больше денег (чем может предложить государство в рамках программы.— „Ъ“). К тому же контроль в результате за предприятиями серьезный»,— процитировало агентство господина Ибрагимова.

Список системообразующих предприятий, в который вошло 295 компаний, был утвержден правительством в конце прошлого года. Попавшие в него по заявкам регионов компании могут обращаться в правительство за кредитами или госгарантиями, но конкретных обязательств у государства нет — решение принимается в каждом отдельном случае. В то же время проверять государство будет все компании списка. Ежемесячно они должны предоставлять отчеты о своей деятельности по более чем 70 пунктам.

Как заявил „Ъ“ господин Ибрагимов, его слова были интерпретированы агентством неправильно. «Вопрос о выходе из списка даже не стоял»,— сказал он, назвав произошедшее «технической ошибкой». В то же время представитель «Татнефти» признал, что включение в список системообразующих предприятий ничем компании не помогло. «Когда мы входили в список, мы ожидали от него большего»,— сказал господин Ибрагимов. По его словам, в первую очередь «Татнефть» надеялась, что государство выделит ей кредиты на строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске. Однако подобная господдержка для системообразующих предприятий не предусмотрена. «Она (господдержка.— „Ъ“) в первую очередь рассчитана на компании, испытывающие трудности в текущей ситуации, а нам для текущей работы ничего не надо,— пояснил господин Ибрагимов.— Впрочем, нам пообещали, что если будет плохо, нам готовы предоставить госгарантии по кредитам». Сумма инвестиций в проект, как отметил господин Ибрагимов, «постоянно меняется» и составляет порядка 3-5 млрд долларов.

Строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов «Татнефть» начала в 2005 году. Предполагается, что он будет состоять из трех производств: НПЗ мощностью семь млн т нефти в год, дополнительной линии глубокой переработки мощностью 3,5 млн т в год и нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов. В феврале президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что нефтеперерабатывающие мощности комплекса решено удвоить до 14 млн т, для чего рядом со строящимся заводом планируется возвести его «зеркальную копию». Изначально планировалось, что к концу 2009 года в строй будут введены две первые очереди НПЗ — простой передел нефти и глубокая сероочистка. Однако к этому моменту удастся построить только первую очередь, возведение второй начнется в 2010 году. К тому же, как рассказывал „Ъ“ ранее, «Татнефть» заявила, что расторгает договоры с подрядчиками строительства НПЗ — ООО «Текнимонт Россия», Tecnimont (Италия), Saipem Portugal Comercio maritime (Италия) и Tekfen Construction and Installation Co., Inc (Турция), поскольку не сошлась с ними в стоимости строительства. «Мы рассчитывали, что этот проект будет более дешевым и чуть более приближенным к жизни»,— сказал тогда член правления «Татнефти» Владлен Воскобойников.

Господин Ибрагимов отказался говорить о поиске новых подрядчиков строительства. Эксперты полагают, что неясность в данной ситуации и неготовность государства выделить «Татнефти» госкредиты на достройку НПЗ приведут к тому, что сроки ввода нефтепереработки могут быть вновь перенесены. «Даже изначально у „Татнефти“ были очень смелые планы, рассчитанные на то, что все будет складываться гладко и компания получит господдержку»,— говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Однако «Татнефти» до сих пор не выделены и 16,5 млрд руб. средств инвестфонда РФ по строительству инфраструктуры комплекса, хотя решение об этом правительство РФ приняло еще в 2006 году.

Как отмечает господин Нестеров, НПЗ необходим «Татнефти» к началу 2010 года, когда в России предполагается создать банк качества нефти. Поставка высокосернистой нефти в экспортную трубу грозит компании штрафами. Аналитик не исключает, что в этом случае «Татнефть» будет стремиться компенсировать издержки. «Если банк качества нефти будет введен в начале 2010 года, а компания не получит собственного НПЗ для своей высокосернистой нефти, она, вероятно, будет лоббировать получение налоговых льгот на уровне республики и, скорее всего, получит их»,— резюмирует он.