спгтранспорт

К концу года в стране будет более 60 криоАЗС, но пока на них некому заправляться. Для «НОВАТЭКа» СПГ-заправки «первее» автомобилей.

На 40% экономичнее дизеля

У правительства и инвесторов большие планы по использованию сжиженного природного газа в качестве моторного топлива – к 2030 году оно должно увеличиться в 10 раз. Проблема в том, что число криогенных заправок и СПГ-заводов в стране растет быстрее, чем количество подходящего транспорта.

Как сообщили Mashnews в Минэнерго РФ, к концу года число криоАЗС в России может превысить 60 объектов. Согласно концепции развития рынка газомоторного топлива до 2035 года, которая сегодня находится в стадии разработки, уже к 2030 году СПГ может занять более половины от всего объема метанового топлива, используемого на транспорте. Прежде всего речь о грузовых автоперевозках на большие расстояния, где СПГ будет постепенно вытеснять дизель.

«Сжиженный природный газ однозначно сможет конкурировать с ДТ при использовании на магистральном транспорте. Он экономичнее дизеля на 40%. И культура потребления СПГ в качестве моторного топлива уже формируется», - рассказал начальник отдела маркетинга и развития продаж ООО «НОВАТЭК-СПГ топливо» Иван Папазов.

По его словам, сегодня на 15 криогенных заправках «НОВАТЭКа» обслуживаются около 2000 единиц техники. До конца 2025 года намечено ввести еще 21 криоАЗС. Таким образом, компания сформирует опорную сеть из 36 заправочных пунктов, которая охватит центральную часть России.

Одновременно в регионах запускаются комплексы по сжижению газа – в том числе для поставок топлива на криоАЗС. У «НОВАТЭКа» сейчас три таких завода – в Московской, Самарской и Челябинской областях, строится завод в Тульской области.

Всего, по данным Минэнерго, на территории страны действуют 22 малотоннажных завода по производству СПГ. До 2035 года планируется строительство еще 85 таких объектов. Однако потребление СПГ на транспорте пока остается небольшим – около 180 000 тонн по итогам 2023 года. По прогнозам ведомства, в ближайшие шесть лет этот объем может вырасти в десять раз – до 1,87 млн тонн в год. Но удастся ли достичь этой цели, зависит не только от активности инвесторов. 

Китай поможет грузовиками

В «НОВАТЭКе» видят главную трудность в том, что число СПГ-заводов и криозаправок растет быстрее, чем количество подходящего транспорта. Поэтому рынок сталкивается с переизбытком данного вида топлива.

«В прошлом году и первом полугодии 2024 года на рынок практически не поступала техника, работающая на СПГ. В итоге криоАЗС сегодня загружены на 35-40%, - говорит Иван Папазов. – Но это не меняет планы компании по развитию сети заправочных пунктов СПГ. Ведя спор о том, что должно быть раньше – заправка или машина - мы для себя решили, что это будет сеть заправок, которая позволит клиентам комфортно ездить по всей центральной России».

В то же время в компании рассчитывают на увеличение парка СПГ-техники – грузовых тягачей для магистральных перевозок и автобусов.

«Автомобили, работающие на сжиженном природном газе, из-за рубежа поставляет, в основном, Китай, а с их брендами у нас никаких проблем и ограничений нет. Плюс в этом году отечественный «КАМАЗ» обещает начать выпуск первого тягача, работающего на СПГ. Общих усилий вполне достаточно, чтобы обеспечить заявленную потребность в таком грузовом транспорте», - уверен начальник отдела маркетинга и развития продаж ООО «НОВАТЭК-СПГ топливо».

По расчетам компании, для оптимальной загрузки сети из 15 заправок нужно 3000 тягачей, а из 36 заправок (к концу 2025 года) – 8000 машин.

«В самом Китае в прошлом году продано 150 000 газовых тягачей. Поэтому 3000 единиц, которые нам требуются сегодня – это, можно сказать, недельный объем продаж на рынке КНР», - добавляет Иван Папазов.

Да, автомобиль на СПГ дороже обычного дизельного, так как он технологически сложнее, но экономия на топливе уже за год-полтора «перебивает» разницу, и дальше машина приносит дополнительный доход перевозчику, говорит представитель компании. Кроме того, перевозчик может получить у «НОВАТЭКа» беспроцентный заем на разницу в цене техники по специальной программе поддержки. 

Поддержка нужна не инвестору, а потребителю

В компании считают, что заявленные властями цифры по росту потребления СПГ на транспорте к 2030 году – вполне достижимы при существующем объеме грузоперевозок внутри страны. Но государство должно помочь решить вопрос с транспортом.

«В первую очередь нужно поддержать конечного потребителя, чтобы помочь ему преодолеть сомнения в целесообразности приобретения техники на СПГ. Сделать это можно за счет снижения стоимости как приобретения техники (а именно, скидок на отечественные машины от производителей по программе Минпромторга и снижения утилизационного сбора на импортные машины), так и владения ею: тут государство может предоставить перевозчикам льготы на оплату проезда по системе «Платон» и по платным дорогам ГК «Автодор», - подчеркивает Иван Папазов.

По данным Минэнерго, в стране эксплуатируются около 7000 единиц транспорта на СПГ. На федеральном уровне продолжается программа субсидирования перевода транспорта на метан и программа поддержки строительства СПГ-заправок и малотоннажных СПГ-заводов. В ведомстве отмечают, что самая большая работа должна проводиться на уровне регионов. Сегодня лидерами по развитию данного направления являются республики Татарстан и Башкортостан, а также Белгородская, Ростовская и Кемеровская области. В рамках обновленной концепции развития рынка ГМТ прорабатываются новые меры финансовой поддержки развития рынка, в том числе предложения по региональным и федеральным льготам для владельцев газомоторной техники, добавляют в Министерстве энергетики РФ.

«Использование СПГ в качестве моторного топлива позволит в конечном счете снизить транспортные издержки компаний и сделать грузоперевозки внутри России значительно дешевле и экологичнее», - резюмирует Иван Папазов. 

У «малышей» - большие перспективы

Помимо обеспечения топливом тяжелых грузовиков и спецтехники, СПГ перспективен для использования на речном и морском транспорте, а в будущем – для железнодорожных перевозок. Отрасль малого производства СПГ в России бурно растет – в отличие от крупнотоннажного, которое ориентировано, в основном, на экспорт и испытывает большие трудности из-за санкций.

«Основной объем продукции малотоннажных заводов идет на внутренний рынок или в ближнее зарубежье. Плюс есть собственные технологии для таких производств», - поясняет президент Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников.

Также СПГ применяется для автономной газификации удаленных территорий, куда невозможно или экономически нецелесообразно подводить трубопроводный газ. Пока это обходится значительно дороже традиционного энергоснабжения, но, по мнению эксперта, направление перспективно. 

К развитию проектов малотоннажного СПГ в России проявляют интерес и зарубежные инвесторы. В середине ноября стало известно о планах строительства первого в стране российско-иранского СПГ-завода в Челябинской области. Соответствующий меморандум подписали в Астрахани на международном форуме «МТК «Север-Юг» компании North-South Corridor Development Group, ООО «КриоГаз-Челябинск», Союз организаций нефтегазовой отрасли «Российское газовое общество» и Каспийский международный интеграционный клуб «Север-Юг». По предварительным данным, завод должны запустить в 2026 году. Инвестиции в проект с иранской стороны составят не менее 1,2 млрд рублей.