«Трансойл» Геннадия Тимченко начал активно реализовывать стратегию вертикальной интеграции. Компания купила четверть «ПУЛ транс», вспомогательного железнодорожного оператора порта Усть-Луга, и не исключает возможности приобретения других портовых активов.
Один из ведущих российских частных железнодорожных операторов, «Трансойл» (принадлежит Геннадию Тимченко), продолжает скупку активов. Компания, которая ведет переговоры о приобретении ЗАО «Нефтетранспорт», 28 июля подписала договор о покупке у «Транспортно-логистической компании» (ТЛК) 25% в капитале «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс»). Сумма сделки не раскрывается. ТЛК сохранила 25%, еще 50% у ОАО РЖД. До недавних пор у господина Тимченко уже был актив в Усть-Луге: через Gunvor ему принадлежал нефтетерминал «Невская трубопроводная компания». Но накануне введения против бизнесмена санкций США он продал долю в трейдере (44%) партнеру по бизнесу Торбьорну Торнквисту.
«ПУЛ транс» создано в 2007 году для осуществления маневровой работы, подачи-уборки вагонов и прочих услуг в порту Усть-Луга. Компания владеет локомотивами и подъездными железнодорожными путями необщего пользования. В 2013 году объем переработки грузов по припортовой станции Лужская составил 38 млн тонн, в 2014 году планируется переработать 46 млн тонн. Чистая прибыль «ПУЛ транса» в 2013 году — 12,3 млн руб., EBITDA — 39,2 млн руб.
В «Трансойле» сделку объясняют желанием расширить спектр услуг с традиционных операторских до комплексного обслуживания подвижного состава при погрузке-разгрузке. Источник “Ъ” на рынке поясняет, что на стагнирующем рынке железнодорожных перевозок такой подход оправдан: возможности органического роста исчерпаны, необходима вертикальная интеграция, дающая существенную синергию. Теперь «Трансойл» сможет не только предоставлять потребителю вагон, но и обеспечивать доставку груза до танкера, а также координировать подвод вагонов.
Глава совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов подтвердил, что компания больше не намерена ограничиваться рамками операторского бизнеса. Источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что сейчас интересы «Трансойла» сконцентрированы на двух портах — Новороссийском и Усть-Луге. Перевозки компании в Усть-Лугу за первое полугодие выросли в 1,5 раза — до 6,3 млн тонн, основными клиентами были «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и НОВАТЭК. Но «Трансойл» может расширить зону влияния и в направлении оказания комплексных услуг в других портах, в том числе путем покупки новых активов. Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савченко оценивает «ПУЛ транс» господин Савченко оценивает в три-четыре EBITDA (то есть 120–160 млн руб.). Эксперт согласен, что сделка позволит «Трансойлу» достичь синергии: компания, работающая с грузовладельцами по длинным контрактам, сможет предложить сквозной тариф, что повысит привлекательность услуг на рынке с жесткой конкуренцией на фоне переизбытка вагонов. Глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров добавляет, что участие в «ПУЛ трансе» может обеспечить контроль за стыком между железной дорогой и портом, где постоянно возникают сбои.