По итогам марта 2015 г. падение продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в России составило 42.5% по сравнению с мартом предыдущего года, в количественном выражении это 104 тыс. машин. При этом продажи с начала года составили всего 384 тыс. автомобилей. Столь резкое снижение покупательской активности имеет две причины. Первая – это ажиотажный спрос в конце прошлого года, когда покупатели буквально сметали из автосалонов все подряд. Вторая – существенное подорожание машин зарубежных марок в начале года, вызванное снижением курса рубля.

20 мая компания INVENTRA проведет ежегодную конференцию «Полимеры в автомобилестроении 2015», которая зарекомендовала себя как популярная дискуссионная площадка для представителей автопрома и производителей комплектующих.

На мероприятии будет представлен обзорный доклад по автомобильному рынку России, подготовленный начальником отдела аналитики компании «Автостат» Андреем Топтуном. Общее падение рынка продолжается уже несколько месяцев, и в ближайшее время ситуация не стабилизируется. Автопроизводители впервые за последние годы столкнулись с проблемой сбыта продукции: склады дилеров забиты, продажи почти остановились. При этом торговля подержанными машинами, наоборот, активизировалась, в связи с чем на правительственном уровне появились идеи запретить продажу б/у автомобилей с рук и перевести ее исключительно в автосалоны.

Последствия экономического кризиса для индустрии производства автокомпонентов в России уже дают о себе знать – и это еще не предел. Иностранные автоконцерны, еще недавно с энтузиазмом занимавшиеся локализацией производства в России, оказались перед сложным выбором: продолжать инвестировать в падающий рынок или уходить с него? Директор по развитию Russian Automotive Marker Research Александр Козлов расскажет о последствиях кризиса, а также об основных тенденциях на рынке автокомпонентов и возможных путях его дальнейшего развития. Безусловно, оптимальным вариантом стало бы максимально широкое применение отечественных материалов. Директор по науке и развитию НПП «Полипластик» Михаил Кацевман представит доклад о применении российских компаундов в автомобилестроении и перспективах импортозамещения в этой области. Крупнейшие локализованные в России автоконцерны уже начали данный процесс, об этом расскажет руководитель департамента закупок сырья Ford Sollers Holding Игорь Чефанов.

С 2014 г. крупным производителем полимерных компаундов является Узбекистан, где запущено в эксплуатацию СП Avtosanoat-Cepla. Оно производит композиционные материалы на основе полипропилена, полиэтилена, ABS, полиамида и других полимерных материалов. Директор производства Эркин Тураев расскажет об основных потребителях продукции предприятия (среди которых - компании-производители автокомпонентов), планах по расширению ассортимента, перспективах выхода на зарубежные рынки, в т.ч. российский.

В 2018 г. вступят в силу новые ставки ввозных пошлин по нормам ВТО, и импортировать автокомпоненты станет дешевле. Станут ли основные производители, представленные на российском рынке, в этой связи отказываться от локализации? Какова будет политика государства? Смогут ли российские автомобили при слабом рубле стать конкурентоспособными и занять определенную нишу на автомобильных рынках стран Восточной Европы и СНГ? Эти вопросы участники конференции обсудят в рамках «круглого стола», к участию в котором приглашены такие компании, как «АвтовазАгрегат», «АД Пластик Калуга», «ДСК», «Камаз», «Мерседес Бенц Тракс Восток» и др.

На фоне общего ухудшения рыночной ситуации отдельные автопроизводители – а именно альянс «Автоваз-Рено-Ниссан» - смогли извлечь пользу из происходящего и укрепить свои позиции на рынке. Благодаря высокому уровню локализации (70% против 30-40% у иностранных автоконцернов) издержки компании будут меньше, чем у конкурентов. Есть у компании и другие конкурентные преимущества: новые платформы, популярность бренда среди населения, относительно невысокая цена. Совокупность этих факторов делает бюджетные автовазовские машины наиболее привлекательными в сегменте эконом-класса. Доклад о деятельности альянса «Автоваз-Рено-Ниссан» в общем и применении полимерных материаловв частности представит специалист по закупке пластмасс Ирина Смольякова. Конкуренцию российскому производителю среди автомобилей low-cost в нынешних условиях смогут составить лишь корейские и китайские компании. Их сильные стороны – дешевые комплектующие, неплохое качество и дизайн, приемлемая цена.

На мероприятии 20 мая все заинтересованные игроки рынка получат возможность обсудить текущую ситуацию, понять реальные перспективы и оценить свои возможности с учетом новых экономических реалий. Необходимым условием для успешного импортозамещения в сегменте автокомпонентов является повышение качества отечественной продукции. Как это будет происходить – через модернизацию производства или привлечение зарубежных компаний – предстоит обсудить участникам конференции.