О том, что "Газпром" может в ближайшее время подать в арбитраж иск к частным компаниям, импортирующим российский газ в Турцию, сообщили источники "Ъ" в обеих странах. По их данным, компания "Газпром экспорт" уже подготовила документы. Они будут поданы, скорее всего, в арбитраж Стокгольма. Причина спора — цена газа на 2017 год, которую "Газпром" считает заниженной. В самой монополии этот вопрос вчера не комментировали.

Akfel Gas, Enerco Enerji, Avrasya gaz, Bosphorus gaz, Shell, Bati Hatti и Kibar Enerji покупают у "Газпрома" около 10 млрд кубометров в год по Трансбалканскому газопроводу. Еще около 17 млрд кубометров монополия поставляет турецкой государственной Botas. С ней разбирательство в арбитраже уже идет: Botas хочет ретроактивного снижения цены. Рассмотрение может состояться в мае.

Исторически цена российского газа для частных импортеров ниже, чем для Botas, так как последняя может поставлять газ на субсидируемый внутренний рынок Турции, работая с нулевой прибылью или даже в убыток. Действующее с 2016 года соглашение "Газпрома" с частными импортерами предусматривает возможность пересмотра цены с 2017 года, однако, если стороны не приходят к компромиссу, сохраняются ранее согласованные условия.

По словам одного из собеседников, "Газпром" предложил частным импортерам установить для них на этот год временную цену (выше, чем в 2016 году), которая бы действовала до конца разбирательства с Botas.

После определения цены для Botas "Газпром" и частники вернулись бы к переговорам, причем монополия в зависимости от ситуации была готова дать им ретроактивную скидку с начала 2017 года. Однако частные импортеры отклонили это предложение, считая текущую цену справедливой. Один из источников добавляет, что "Газпром" был вынужден действовать, так как низкая цена для частных импортеров в 2017 году помимо экономических потерь подрывала его позицию в споре с Botas.

Кроме того, по словам турецких источников, серьезное влияние на позицию "Газпрома" оказала национализация крупнейшего частного импортера Akfel ("Газпром" косвенно участвует в ее бизнесе). После этого переговоры по цене были фактически остановлены. Более того, в начале января, когда Стамбул был занесен снегом, турки обратились к "Газпрому" с просьбой увеличить поставки газа сверх максимальных контрактных объемов, однако монополия отказала. Впрочем, собеседник, близкий к "Газпрому", отрицает подобную подоплеку, говоря, что подача иска в арбитраж — чисто коммерческий вопрос.

Действия "Газпрома" демонстрируют существенную перемену в газовых отношениях двух стран. В 2016 году в похожей ситуации "Газпром" просто снизил на 10% поставки газа частным импортерам по сравнению с их заявками. Теперь же, несмотря на историю с Akfel, монополия действует непривычно мягко, что может быть связано как с судьбой политически важного проекта "Турецкий поток", так и в целом с потеплением отношений Москвы и Анкары.

"Чтобы надавить на турок, "Газпрому" нужно разрешение от руководства РФ, но его либо нет, либо его даже не запрашивали, понимая, что момент неудачный",— полагает один из собеседников. В данной ситуации "Газпром" старается корректно защитить свои коммерческие интересы, полагает Мария Белова из Vygon Consulting. Она отмечает, что, если в результате истории с Akfel "Газпром" в итоге утратит часть позиций на внутреннем рынке Турции, повышение цен выглядит логично.