По данным centrasia.ru (14 марта с.г.), президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 15–16 марта посетит Катар с государственным визитом. В ходе переговоров с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль-Тани стороны обсудят, в частности, сотрудничество в энергетической сфере.

Ашхабад продвигает строительство трансазиатского газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (TAPI), «что, по мнению экспертов, идет вразрез с интересами Дохи. Катар опасается конкуренции со стороны Туркменистана на рынках Южной и Юго-Восточной Азии».
Отмечается, что благосостояние Туркменистана полностью завязано на экспорте газа. Его поставки в КНР «происходят в счет погашения кредита, который составляет, по оценкам экспертов, 8 млрд долл.».

Строительство TAPI стартовало в декабре 2015 г. на туркменской территории. Газопровод мощностью 33 млрд кубометров в год начинается в туркменском месторождении «Галкыныш», далее он будет проложен через Афганистан (гг. Герат и Кандагар) и Пакистан (гг. Кветта и Мултан) до индийского пункта Фазилка. Реализует проект консорциум из туркменских, японских (JGC, Mitsubishi, Itochi, Chiyoda и Sojitz) и турецких (Chalik Group и Ronesans) компаний. Но «из-за нерешенных финансовых вопросов и ухудшения ситуации в Афганистане, срок сдачи трубопровода в эксплуатацию перенесен с 2018-го на 2020 год».

Другой вопрос, который будет обсуждаться на переговорах в Дохе, это стабилизация ситуации в Афганистане, хотя бы в районах прокладки TAPI. Эксперты «обращают внимание, что регион, по которому должен пройти TAPI, находится под контролем «Талибана» и других вооруженных формирований, в том числе ИГ (запрещенного в РФ)». Сообщается, что в конце 2016-го талибы заявили о готовности обеспечить безопасность TAPI.