БРЮССЕЛЬ (Рейтер) – Европейцы только-только привыкают к новой единой валюте, а бельгийский химико-фармацевтический концерн UCB считает, что уже настало время перемен.

UCB, больше известный как производитель препарата от аллергии Zyrtec, пытается убедить Европейский Центробанк и другие денежно-кредитные ведомства напечатать следующую порцию евро на пластике, а не на бумаге.

За последние шесть лет больше 20 стран уже перешли на деньги из полимера полипропилена – частично или полностью. Некоторые, например Северная Ирландия, напечатали на нем памятные банкноты. Другие – Австралия, Новая Зеландия, Румыния – полностью перешли на пластик.

Более трех миллиардов этих крепких и эластичных банкнот были напечатаны с момента основания совместного предприятия UCB и Центрального банка Австралии в 1996 году Securency. Предприятие является единственным в мире производителем пластиковых денег, и его годовой объем производства на заводах в Австралии, Бельгии и Великобритании со дня основания вырос в четыре раза.

«К нам обращаются более крупные клиенты, а старые клиенты приходят снова, – говорит Барт Босма, менеджер UCB по продвижению продукта в Европе. – У нас есть клиенты практически на каждом континенте».

«Потенциал рынка огромен, – отмечает аналитик КВС Securities Жак Юмбер. – Тот факт, что им полностью удалось вытеснить бумагу в некоторых странах, – хороший знак».

Securency говорит, что его деньги служат в четыре раза дольше, не пачкаются, не мокнут, почти не рвутся, не передают микробов, а после того, как срок их службы истечет, пластиковые банкноты можно будет переработать, например, в мебель для дачи или баки для навоза. Главное же их достоинство в том, что такие банкноты чрезвычайно трудно подделать. Правда, и стоят они примерно в два раза больше, чем бумажные.

Однако те, кто мог бы сделать пластиковые деньги новым стандартом, – прежде всего Евросоюз и США – пока осторожничают.

«Наши деньги очень прочные», – говорит Томас Фергюсон директор Бюро по чеканке и печати США, которое печатает доллары.

Его европейский коллега Ив Тиммерманс, глава монетного департамента Центрального банка Бельгии, был не столь категоричен, сказав, что ЕЦБ сначала посмотрит на то, какие результаты покажет бумажный евро в первые годы его обращения прежде, чем вносить какие-либо изменения.

«Дверь вовсе не закрыта, но решение пока не принято», – отметил он.

Помимо недоверия финансовых ведомств у UCB есть еще один главный враг – лоббисты из целлюлозо-бумажной промышленности, которые так просто им свой рынок не отдадут. «Лоббирование за бумагу идет колоссальное», – говорит аналитик Petercam Дэмьен Мэрайкел.

Однако UCB не унывает. «Нет ни одного центрального банка в мире, который бы не слышал о нас. Мы будем расти потихоньку», – оптимистично заявляет Джеффри Джейкобс, глава отдела продаж в Европе UCB.

© 2001 "Рейтер Лимитед"