ЕС сегодня впервые официально обсудит реакцию на отказ России от строительства газопровода South Stream. По мнению источников "Ъ" и аналитиков, резкая смена позиции Еврокомиссии, под чьим давлением во многом и был остановлен проект, крайне маловероятна, несмотря на просьбы Болгарии и Венгрии, по которым отмена проекта ударила сильнее всего. Зато пострадавшие могут попытаться добиться дополнительных преференций в рамках внутриевропейских проектов.

Сегодня состоится встреча министров энергетики тех стран ЕС, которые по-прежнему считают себя участниками проекта South Stream. Представители Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Италии и Греции под председательством замглавы Еврокомиссии по созданию энергетического союза Мароша Шевчовича обсудят, как им реагировать на внезапное объявление об отмене проекта, прозвучавшее из уст Владимира Путина неделю назад. Первой реакцией европейцев была растерянность, многие собеседники допускали, что "Газпром" блефует, особенно с учетом уже потраченных на проект €5 млрд. В преддверии встречи, которую Еврокомиссия показательно не стала отменять, каждая страна сформировала позицию.

Болгария открыто заявила, что выступает за реанимацию проекта. "Мы отправляем в Брюссель вице-премьера Томислава Дончева и министра энергетики Теменужку Петкову, будем настаивать на продолжении строительства South Stream при соблюдении европейских правил",— заявил вчера премьер страны Бойко Борисов, чье правительство пришло к власти под лозунгами о необходимости заморозки проекта. Если "Газпром" реализует план по строительству альтернативного газопровода через Турцию, Болгария лишится не только потенциальных выгод от прокладки South Stream, но и текущих доходов от транзита газа по Трансбалканскому газопроводу.

Эту позицию разделяет Венгрия, которая очень тяжело восприняла отказ России от проекта. МИД страны заявил, что она будет искать альтернативного поставщика газа в лице Азербайджана. В воскресенье Владимир Путин провел телефонные переговоры с венгерским премьером Виктором Орбаном и президентом Сербии Томиславом Николичем (страна также была активным сторонником South Stream). Вчера сербский премьер Александр Вучич в разговоре с премьером РФ Дмитрием Медведевым подчеркнул, что решение об остановке проекта стало для страны "очень тяжелой новостью". По словам дипломатических источников, сербы хотят получить компенсацию, напоминая, что участие страны было увязано с приватизацией местной нефтяной NIS, контрольным пакетом которой сейчас владеет "Газпром нефть".

Австрия и Италия более нейтральны. Итальянская Eni еще осенью начала спорить с "Газпромом" из-за роста стоимости морской части South Stream. "Не могу сказать, что мы обрадуемся окончательной остановке проекта, но это и не слишком нас беспокоит",— говорил на прошлой неделе глава МИД Италии Паоло Джентилони, подчеркивая, что у страны есть различные направления импорта. Но именно Италия понесла первые прямые потери от отмены South Stream. Итальянский подрядчик Saipem получил уведомление о прекращении работ по контракту по прокладке подводной части газопровода объемом €1,25 млрд, что составляет примерно 10% годовой выручкой компании. По словам собеседника, близкого к австрийской OMV, в компании раздосадованы срывом проекта, который мог обеспечить ей крупный альтернативный маршрут поставки газа при строительстве всего 40 км трубы. Также Вена раздражена форматом объявления Москвы о закрытии проекта.

Наконец, Греция находится в двойственном положении, поскольку отмена South Stream для нее, как и для других стран, означает отсутствие гарантий снабжения газом в случае проблем с транзитом через Украину. В то же время новая концепция "Газпрома" о переносе пункта сдачи газа в хаб в западной Турции сулит Греции возможность в дальнейшем стать крупной транзитной страной, тогда как от South Stream планировался только отвод.

"Газпром" жалобы бывших партнеров не трогают: источник  в монополии подчеркнул, что отмечает, что они "привлекались в South Stream, чтобы обеспечить политическую поддержку и с этим не справились". Собеседники  на европейском газовом рынке не ждут, что встреча что-то изменит. "Не стоит даже думать, что ЕК резко развернет позицию: скорее, это возможность для отдельных стран добиться определенных преференций",— говорит один из них. Так, на встрече будет обсуждаться список из 72 газовых инфраструктурных проектов, часть из которых ЕС может профинансировать из создаваемого сейчас общего фонда.

Но ЕК намерена проверить, насколько реальными являются договоренности между Россией и Турцией об альтернативе South Stream: вчера в Анкару прибыла еврокомиссар по иностранным делам Федерика Могерини. По словам собеседников  на турецком газовом рынке, новый проект "абсолютно сырой", и "есть ощущение от общения с людьми из "Газпрома", что они хотели бы, если получится, вернуться к прокладке трубы через Болгарию". Один из источников даже рассказал об опасениях, что турецкие компании будут по политическим причинам вынуждены участвовать в строительстве новой трубы, поскольку "у "Газпрома" на весь проект явно денег нет". При этом никто из собеседников  не отрицает геополитических плюсов нового проекта для Турции, по сравнению с которыми "ЕС мало что может предложить".

"Газпром" сохраняет демонстративную твердость в отказе от South Stream, что в субботу снова подчеркнул глава монополии Алексей Миллер. По его словам, "Газпром" вынес из этой истории полезный опыт и "очень хорошее знание европейской бюрократии" и поэтому не может быть уверен в возможных новых договоренностях с ЕС.