Подготовленная Минприроды последняя версия реформы института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП) предполагает введение полной утилизации для всех видов упаковки масел и элементов питания. Также проект предлагает поэтапное увеличение норматива утилизации до 100% и по другим видам товаров. Хотя еще в декабре 2019 года глава ведомства Дмитрий Кобылкин заверял, что «революционно поднимать процент утилизации до 100» не планирует.
Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать (речь идет об объеме от 5% до 35% продукции) либо платить за них экологический сбор. Реформу системы утилизации Минприроды РФ анонсировало еще в прошлом году: за счет повышения нормативов ведомство надеялось увеличить собираемость экосбора с 2,2 млрд (2018 год) до 136 млрд руб. ежегодно. Но тогда предложения ведомства резко раскритиковали не только участники рынка, но и Минфин, Минпромторг, Минэкономики и ФАС.
Как следует из проекта, практически единственное, что удалось «выторговать» бизнесу у Минприроды,— право самостоятельно собирать и утилизировать мусор через специальные ассоциации (требования к ним потом установит правительство). Помимо этого у компаний останется возможность утилизировать отходы на собственных мощностях или платить экологический сбор. Его администрирование по-прежнему предлагается возложить на ФНС, а распоряжаться собранными средствами, как и предполагалось в начальной версии, будет госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО) через специально созданный фонд (именно против этого возражал Минфин). Также Минприроды не отказалось от введения льгот по НДС для заготовителей вторичных ресурсов и дополнительной льготы НДФЛ для граждан, которые получают доходы от их сдачи.
Среди других новаций проекта — создание публичных реестров производителей и импортеров, заготовителей и утилизаторов, а также мусоросортировочных станций. Кроме того, концепция предполагает увеличение штрафов для тех, кто уклоняется от утилизации отходов. Собеседник, близкий к Минприроды, утверждает, что речь идет об экологическом сборе в двойном размере. «Меры ответственности» предусмотрены и для РЭО — в случае недостижения нормативов утилизации товаров и упаковки, за которые бизнес уплатил экологический сбор.
Также Минприроды предлагает возложить обязанность по утилизации упаковки именно на ее непосредственных производителей. Норматив при этом, напомним, предполагается довести до 100%. Такой процент упаковки технически невозможно утилизировать хотя бы потому, что некоторый пластик не перерабатывается в принципе, говорит Любовь Меланевская из ассоциации «РусПЭК» (объединяет Coca-Cola HBC, Pepsico Holdings, Procter & Gamble, Tetra Pak). В ассоциации оценивают самостоятельную утилизацию упаковки в 2019 году на уровне 8%. В Tetra Pak считают, что необходимо сначала создать реально работающую систему раздельного сбора на всей территории России. Если повысить норматив до 100% при существующей системе обращения с отходами, то это приведет к инфляции товаров, так как текущая инфраструктура не способна обеспечить самостоятельное выполнение РОП в полном объеме. В итоге производители будут вынуждены платить экосбор, который потом ляжет на плечи потребителей, предупреждают в Tetra Pak. Об этом же заявляли в Минэкономики.
Собрать и переработать 100% батареек (сейчас примерно 20% от реализации) в нынешних условиях невозможно, уверен представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов: «В итоге все компании будут вынуждены платить экологический сбор, однако проблема никуда не денется, и батарейки окажутся на полигонах». По его словам, в Европе норматив утилизации составляет около 45%, и даже его достигают не все страны. Для бизнеса это станет оборотным налогом, а потребителю грозит повышением цен, говорит господин Гуськов: «Рост цен в среднем по рынку составит 11%, но больше всего подорожают самые дешевые батарейки — на 25%». А действующая система сбора батареек перестанет поддерживаться бизнесом, что приведет и к финансовым потерям, и к ухудшению экологической ситуации.
По словам госпожи Меланевской, сейчас в России только 1% всех компаний утилизирует отходы от своих товаров: это связано как с нежеланием нести дополнительные затраты, так и с тем, что не все производители в курсе такой обязанности. В итоге эти 100% упадут как финансовая нагрузка на тех, кто вышел из тени, сетует она. Увеличение себестоимости производства единицы продукции произойдет довольно существенное, от 0,3% до 2%, отмечают в «РусПЭК». Зампред комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева соглашается, что нагрузка может лечь именно на крупный бизнес: «У Росреестра физически нет ресурса найти всех юрлиц, кто должен подавать декларацию о выпущенных товарах и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов». Но она поддерживает стопроцентный норматив для упаковки, поскольку у нее самый короткий «жизненный цикл».
В пресс-службах Duracell, «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» не ответили на просьбу прокомментировать инициативу Минприроды. В самом ведомстве введение полной утилизации для упаковки объясняют в первую очередь востребованностью этой фракции со стороны перерабатывающих предприятий, а также простоту ее утилизации и сбора. При этом в Минприроды уверяют, что к росту цен предложения не приведут.
По словам источника “Ъ” в Минприроды, ведомство еще не передало концепцию правительству — проект поручено внести до 25 февраля, а утвердить до 31 марта 2020 года.