Делая эту инвестицию, мы входили в бизнес всерьез и надолго. При оценке инвестиций нужно учитывать еще и цену входного билета в калийный бизнес. Обсуждается много проектов – кто только не собирается строить калийные шахты! Но мы пока новичков с реально реализованными проектами не видим. Так что, я думаю, это наша инвестиция в будущее, в развитие компании», – объяснял логику покупки примерно 20% акций «Уралкалия» гендиректор «Уралхима» Дмитрий Коняев почти год назад в интервью «Ведомостям». Вскоре эта уникальная калийная компания будет работать на благо только двух акционеров – «Уралкалия» и «Онэксима».
В понедельник совет директоров «Уралкалия» решил провести делистинг с Лондонской биржи, сообщила компания. После того как «Уралкалий» в два приема скупил у миноритариев 33,54% своих акций за $3,2 млрд, он больше не соответствует правилам листинга. В свободном обращении осталось только 3,5% от выпущенных GDR, тогда как должно быть не менее 25%. Решение о делистинге вступит в силу 22 декабря. Владельцы расписок смогут конвертировать бумаги в акции «Уралкалия». Последние торгуются на Московской бирже.
Часть расписок может приобрести сама компания. Совет директоров «Уралкалия» также одобрил выкуп не более 6,5% капитала в виде GDR или акций. По текущим котировкам это около $500 млн. Скупка будет вестись с 24 ноября по 31 марта 2016 г. Если будет выкуплено 6,5% акций, то в свободном обращении останется лишь 7,36%. Вопрос о листинге на Московской бирже совет директоров не рассматривал. Что будет с ним, представитель компании комментировать отказался.
Новый обратный выкуп будет скупкой акций с рынка – не более 174 400 расписок в день (0,029% капитала). Сумма, которую компания намерена потратить на выкуп, не раскрывается. Но новость воодушевила инвесторов: на Лондонской бирже «Уралкалий» к 16.00 мск подорожал на 1,75% до $7,6 млрд. Правда, к концу дня рост сменился падением на 1,37%. На Московской бирже компания прибавляла 2,28%, но к закрытию торгов рост составил только 0,62%.
Прошедшие выкупы и возросшие капзатраты (за девять месяцев в 1,5 раза в сравнении с прошлым годом до $201 млн) привели к росту долговой нагрузки «Уралкалия». С конца июня чистый долг компании вырос в 1,4 раза до $5,1 млрд. А его отношение к ретроспективной EBITDA за год, окончившийся 30 июня, составило 2,6 против 1,8 на конец первого полугодия.
6,5% акций – это максимум, который «Уралкалий» может выкупить, не превышая трехкратно показатель отношения чистого долга к EBITDA, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Между тем 2016 год для производителей калия будет сложным: уже сейчас спотовые цены в Бразилии составляют $290/т, при том что цена китайского контракта, традиционно являющегося ориентиром для отрасли, – $315/т, напоминает Юминов. Это означает, что новый контракт с китайскими покупателями «Уралкалий» подпишет с дисконтом, заключает эксперт. По мнению Юминова, бумаги, которые останутся в обращении после текущего выкупа, «Уралкалий» сможет скупить только во второй половине следующего года..
Зато дивидендов за 2015 г., похоже, не будет. Компания не намерена рекомендовать выплаты по итогам года, передал «Интерфакс» со ссылкой на финансового директора «Уралкалия» Антона Вищаненко. Он напомнил, что нужно накопить достаточный объем нераспределенной прибыли по РСБУ для погашения накопленного пакета квазиказначейских акций. Нераспределенная прибыль на 30 сентября, по данным отчета по РСБУ, была 104,9 млрд руб., а рыночная цена 33,54% акций «Уралкалия» (не считая 12,61% акций, заложенных по сделке репо) – 167,7 млрд руб.
Владельцы «Уралкалия» – «Уралхим» Дмитрия Мазепина и «Онэксим» Михаила Прохорова хотят сделать калийную компанию частной. Прежде обсуждалась возможность слияния «Уралкалия» и «Уралхима». Сейчас этот вопрос на повестке дня не стоит, рассказывают два собеседника, близких к разным акционерам компании. Обсуждается возможность создания единой управляющей компании для обеих структур, сообщил один из них. А «Уралкалием» партнеры будут владеть на паритетных началах. Через пару лет «Уралкалий» вновь станет источником наличности для акционеров, уверен он. Гасить акции не обязательно, отмечает Юминов: по сути, компания уже сейчас паритетная, а квазиказначейские акции можно использовать в сделках репо для привлечения средств.