Ситуация на рынке теплоизоляционных материалов в России сейчас не такая оптимистичная, как, например, 5 лет назад. По данным АСИ, в 2017 году емкость рынка осталась на уровне 2016 года — 49,5 млн м3. А, например, по данным Paroc, в 2015 году он оценивался на уровне 52,2 млн м3.
В 2018 году Корпорация «ТехноНИКОЛЬ» открыла производство изоляционных материалов в Тосненском районе Ленинградской области. Инвестиции в реализацию проекта составили 1 млрд рублей. Проектная мощность завода составляет 300 тыс. м3 продукции в год. Запуск второй очереди еще на 300 тыс. м3 намечен на 2019–2020 годы. Треть выпущенной продукции пойдет на экспорт.
Момент запуска производства — 2018 год — пришелся на новую фазу роста рынка теплоизоляции, говорит гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий. Он отмечает, что на начало 2018 года экструзионный пенополистирол на рынке теплоизоляционных материалов занимает долю в 13–15%, пока уступая в объемах каменной вате и стекловате, а также традиционному пенопласту.
Но этот сегмент является стабильно растущим. В 2017 году объем производства экструзионного пенополистирола составил 5,3 млн м3, что выше показателя 2016 года на 6%. По его словам, на внутреннем рынке рост потребности на экструзионный пенополистирол обеспечивает сохраняющийся тренд на энергоэффективность зданий, ведь именно этот теплоизоляционный материал все активнее применяется на конструкциях фасадов и фундаментов.
По оценкам аналитиков, три четверти рынка экструзионного пенополистирола занимают такие производители, как «ТехноНИКОЛЬ» и «Пеноплэкс». Другие игроки — это компании «Урса», ГК «Экстрол», «Технолог».
В целом эксперты АСИ говорят, что в 2018 году рост рынка теплоизоляции может составить всего 2–3%. При этом мощности по производству теплоизоляционных материалов последние годы растут, а потребление падает, что вынуждает производителей искать новые рынки сбыта, говорят в АСИ. Так, последние годы растет экспорт продукции, в первую очередь, в Казахстан и Белоруссию.
Большинство производителей расширялись в предыдущие годы. Так, «Пеноплэкс» запустил новое производство в Новомосковске в 2013 году. В настоящее время мощность «Пеноплэкса» по выпуску экструзионного пенополистирола превышает 2,6 млн м3 в год. По собственной оценке, доля компании в этом сегменте составляет 40%, пишет Пластинфо.
«Российский строительный рынок постепенно переходит на эффективные технические решения и европейские стандарты энергосбережения. Во многих проектах уже заложено строительство подземных паркингов, кровля которых является дворовой территорией, „зеленые“ кровли, утепленные плитные фундаменты в частном домостроении и пр. Строительство по новым технологиям потребует дополнительных объемов теплоизоляционных материалов», — говорят в «Пеноплэксе».