Вчера Волгоградская область и дочерняя структура «Газпрома» подписали рамочное соглашение о расширении использования газомоторного топлива в регионе. Область планирует переводить на газ пассажирские перевозки, технику коммунальных организаций, медицинских и образовательных учреждений, а также автопарк органов власти. При этом проблема высокой задолженности предприятий региона за услуги монополиста остается нерешенной. Как стало ясно из вчерашнего совещания с участием представителей концерна и руководства региона, многомиллиардные долги по-прежнему остаются главным условием возвращения области в программу газификации.

«Газпром» готов вкладывать деньги в переоборудование автотранспортной техники Волгоградской области. Концерн обещает льготные кредиты организациям и предпринимателям, желающим переоборудовать свой технопарк под использование газового топлива. В свою очередь региональные власти обещают газовикам разработку программ, которые позволят выяснить потребность, а также обеспечат упрощенный порядок с выделением земли под строительство газовых заправок и другой сопутствующей инфраструктуры. По словам председателя совета директоров ОАО «Газпром» и создателя ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктора Зубкова, соответствующие проблемы уже проявились в ряде регионов, на которые газовики делают ставку в новом направлении. В их число теперь входит и Волгоградская область.

Как пояснили представители концерна, на первом этапе большие вложения (конкретные суммы, которые предстоит потратить сторонам, пока не называются. Количественные параметры проекта будут уточнены в трехмесячный срок после анализа специальной комиссией регионального правительства) предстоят всем сторонам — «Газпрому», бюджету и предпринимателям, решившим участвовать в переоснащении автотранспорта. Однако уже в перспективе нескольких лет все вложения окупаются экономией, которая достигается за счет более дешевого топлива. По словам представителей «Газпрома», существующие экспертные оценки прогнозируют выгоду на таком уровне, что за 10 лет эксплуатации одного автобуса экономия составляет около 14 млн рублей.

Особую актуальность практика приобретает в связи с внешнеполитической обстановкой. Виктор Зубков привел в пример Иран, который «тоже много лет под санкциями». Сегодня объем потребления газа в качестве автомобильного топлива в этой стране 15–16 млрд кубометров в год, что соответствует общему потреблению крупной европейской страны. В том же ряду Пакистан, Таиланд. Тренд на использование газомоторного оборудования ощутим и в Европе, где этому способствуют и нормативные акты. В ряде стран запрещено строить заправки, если рядом не построена газовая, транспорт для госучреждений покупается только на основе газового топлива и т. п. Подобное предлагается «Газпромом» и для Волгоградской области.

«Если европейцы платят по $ 380 за тысячу кубометров и считают, что транспорт переводить целесообразно и дешево, то нам с внутренней ценой в $ 110 сам бог велел это делать», — заявил Виктор Зубков.

В соглашении о сотрудничестве, которое подписали врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров и ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, значится, в частности, достижение следующих ключевых показателей: на момент ввода в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) власти должны обеспечить не менее 15 % от их максимальной мощности, через год уже 65 %, а к началу третьего года эксплуатации загрузка АГНКС должна составить не менее 75 %.

Как пояснил Андрей Бочаров, в первую очередь речь сейчас идет о переводе на газовое топливо пассажирских автобусов внутриобластного сообщения. Остальные варианты проанализирует специальная рабочая группа из представителей регправительства и «Газпрома». Им предстоит в течение трех месяцев определить технику, которую в первую очередь следует перевести в том числе и по соображениям надежности и экологичности.

Именно по истечении этих трех месяцев вчерашние соглашения должны обрести практическое применение с указанием объемов работы и сроков.

Виктор Зубков напомнил, что на приобретение нового оборудования государство дает субсидию, помимо льготного кредитования «Газпрома».

Тема возобновления программы газификации Волгоградской области на вчерашнем совещании звучала в контексте неисполненных ранее регионом обязательств перед «Газпромом».

По соглашениям 2011 года «Газпром» обещал выделить 21 млрд рублей, которые должны были пойти на строительство в регионе газопроводов, однако фактически инвестировал только 7 млрд и свернул программу. Концерн сделал это потому, что областные власти не выполняли свои обязательства по софинансированию проекта, предусматривающие строительство принимающих устройств и газопроводов внутри населенных пунктов.

А из-за растущей задолженности предприятий региона по платежам концерн и вовсе исключил на текущий год регион из программы.

Андрей Бочаров вчера заявил: «Мы долги знаем, не отказываемся и работаем по ним». Врио главы региона подчеркнул, что сейчас области удалось нормализовать оплату текущего потребления. Что касается оплаты ранее накопленных долгов, то, как и заявлял господин Бочаров на встрече с заместителем председателя правления «Газпрома» Валерием Голубевым, регион разработал программу своих предложений по реструктуризации и поэтапному погашению задолженности. Программа сейчас находится на утверждении в «Межрегионгазе».

По словам господина Бочарова, долг области сейчас превышает 3 млрд рублей. Вероятно, речь шла только о долге коммунальных предприятий — он, по данным „Ъ“, близок к 3,5 млрд рублей, в том числе почти 2 млрд приходится на долю Волгограда. Еще примерно такую же сумму должны «Газпрому» промышленные предприятия региона.

Виктор Зубков подчеркнул, что не увязывает погашение долгов с открытием новых взаимовыгодных проектов, а также не сомневается в деловом настрое областных властей. Господин Зубков также отметил, что познакомился уже с четвертым волгоградским губернатором региона всего за пять лет и пожелал Андрею Бочарову после выборов стать полноценным главой региона «хотя бы лет на двадцать». Врио губернатора на это отшутился, что ему хватит и десяти. «А если за десять лет понравится, то можно и на двадцать. Есть такие примеры в стране, и это успешные регионы», — отметил Виктор Зубков.