электромобили

Европа откажется от двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Называются разные сроки, но прогнозы многих уважаемых организаций сходятся на неизбежности отказа от ДВС и постепенном снижении спроса на традиционное моторное топливо. В качестве доказательства приводится статистика продаж электромобилей. На ее основании ведутся подсчеты того, насколько электромобили сократили потенциальный рост спроса на черное золото. Мы не будем касаться вопроса перспективности электротранспорта как такового, но обратим внимание на скрытый потенциал роста спроса на бензин, который скрывают электромобили.

Триумф электротранспорта

Европейский авторынок последние два года находится в глубоком кризисе. Если в 2019 году продажи автомобилей в Старом Свете, по данным OICA, составили 18,42 млн единиц, то в 2020-м они снизились до 14,08 млн. В первой половине прошлого года наблюдалось динамичное восстановление рынка, но летом начался обвал, в результате которого итоговый показатель 2021 года оказался удручающим – 14,13 млн.

Притом если взять легковой сегмент, то показатели будут еще более обескураживающими – 15,8 млн, 12 млн и 11,8 млн соответственно. То есть население опережающими темпами снижало спрос на новые автомобили. И в 2022 году кризис на европейском рынке продолжился, пишет itek.ru.

Так, в Евросоюзе, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), за первые четыре месяца текущего года количество новых регистраций автомобилей снизилось на 14,4% (до 2,93 млн). Притом в апреле темпы падения ускорились и достигли 20,6%. Однако есть сегмент, который демонстрировал рост и во время кризиса, – электрический.

Может показаться парадоксальным, но наиболее динамичное увеличение продаж электротранспорта пришлось на 2020 год. Хотя в действительности в этом нет ничего удивительного: в 2020 году в ЕС начали реализовываться ограничительные экологические меры в области автотранспорта, а также активно применялось государственное стимулирование для автомобилей с низким и нулевым уровнем выбросов.

По итогам главного коронавирусного года в Евросоюзе было реализовано более 1,046 млн всех типов электромобилей (в 2019-м – 387,8 тыс.). Если же учесть Великобританию и страны Европейской ассоциации свободной торговли, то прирост составит 137%, так как показатель продаж достиг 1,365 млн (в 2019-м – 559,871 тыс.). Таким образом, Европа ненамного, но обогнала мирового лидера по электромобилизации – Китай (1,33 млн электромобилей продано в 2020 году).

В 2021 году продажи электромобилей в Евросоюзе снова выросли – до 1,75 млн. Но здесь стоит сделать важное пояснение.

Дьявол в деталях

Когда вы видите статистику продаж электромобилей, то с огромной долей вероятности она включает в себя минимум две составляющие: «чистые» электромобили и заряжаемые гибриды. Заряжаемые гибриды – это электромобили с ДВС, как правило, работающем на бензине.

Если пристальнее рассмотреть статистику, то выяснится, что «чистые» электромобили в Евросоюзе выросли в 2020 году на 117,4% (до 538,8 тыс.), а заряжаемые гибриды – на 262,3% (до 507 тыс.). Похожая картина и в 2021-м: 63,1% (878,4 тыс.) и 70,7% (867 тыс.) соответственно.

Ситуация по итогам первого квартала 2022 года мало изменилась: продажи «чистых» электромобилей составили 224 тыс., а заряжаемых гибридов – 199 тыс. В общемировой статистике продаж нормальное соотношение продаж этих видов электротранспорта 60% на 40% соответственно.

Также стоит заметить, что европейцы предпочитают упоминать в электрическом сегменте классические гибриды. ACEA особо отмечает, что за первые три месяца текущего года доля таких гибридов в общем объеме продаж увеличилась на четыре процентных пункта – до 25,1% (до 563 тыс. единиц).

Если мы посмотрим на статистику продаж на европейском авторынке, так сказать, с высоты птичьего полета, то увидим, как снижается доля традиционных моторных топлив. В 2020 году дизельные автомобили заняли 28% продаж в ЕС, а бензиновые – 47,5%, в 2021-м – 19,6% и 40% соответственно. В первом квартале текущего года – 16,8% и 36%. О чем это говорит при таком рассмотрении? Традиционное моторное топливо на нефтяной основе теряет свои позиции, уступая место электрическому транспорту.

Но если рассмотреть с учетом топливной специфики «электрического» сегмента автомобильной статистики, то выводы можно сделать несколько иные.

Компромисс между экологией и комфортом

Доминирование дизельного топлива на европейском авторынке, по всей видимости, заканчивается. Бензин стал новым лидером. Хотя продажи чисто бензиновых автомобилей сокращаются (важная оговорка – в относительных величинах и на падающем рынке), в то же время происходит скрытая «бензинизация». Если рассмотреть наиболее продаваемые гибриды (всех видов), то это, как правило, автомобили, работающие на бензине. Да, есть исключения, но они не играют особой роли.

Рост продаж бензиново-электрических гибридов говорит о стремлении европейских автомобилистов под давлением экологических ограничений сохранить свои потребительские привычки. Чем сильнее давление, тем больший интерес в Евросоюзе проявляется к этому виду транспорта. Классический или заряжаемый гибрид – это всегда компромисс между ужесточившимися экологическими требованиями и своим комфортом. Таким образом, чаша весов невольно смещается в сторону бензина.

Это действительно важно для российских производителей нефтепродуктов в средне- и долгосрочной перспективе. Доля бензинового экспорта невелика (10% от совокупного производства в России), зато на экспорт поставляется более половины производимого дизеля. И если текущая структура продаж в Европе сохранится, то доля бензина на рынке моторных топлив продолжит увеличиваться. И вот этот фактор, а не повальная электромобилизация может оказать влияние на структуру поставок в Европу. Конечно, когда Европа закончит свою маленькую санкционную войну.