Между тем, проблемы решаемы. В этом не сомневаются ни химики, ни энергетики, веря в торжество благоразумия. Сейчас главное – научиться слушать друг друга.
Читатели rcc.ru уже знакомы с точкой зрения «Саянскхимпрома»: интервью с помощником генерального директора по PR Александром Смолиным было опубликовано вчера. Сегодня о своем видении ситуации говорит директор «Иркутскэнерго» по связям с общественностью Александр Пташкин.
rcc.ru: Насколько актуальна для «Иркутскэнерго» проблема неплатежей?
А. Пташкин: Для нас это очень актуально: сумма дебиторской задолженности сегодня более 3 млрд рублей. Основные неплательщики – крупные промышленные предприятия «Саянскхимпром», «Усольехимпром», а также ЖКХ.
rcc.ru: Вы имеете в виду текущую задолженность или речь идет о старых долгах?
А. Пташкин: И о тех, и о других. Правда, ситуация с текущими платежами более благоприятна, но и они часто поступают с опозданием.
rcc.ru: Какую сумму вам задолжал «Саянскхимпром»? На предприятии утверждают, что у них нет текущей задолженности.
А. Пташкин: Они нам должны более 600 млн рублей. Не всегда оплачиваются вовремя и текущие долги. Мы предлагаем реструктурировать задолженность. Об этом, кстати, шла речь и на прес-конференции первого заместителя генерального директора «Иркутскэнерго» Андрея Горбатикова. Но руководство «Саянскхимпрома» не желает слушать разумных доводов.
rcc.ru: Они признают свой долг. Более того, насколько я знаю, предлагали вам 20 вариантов реструктуризации. Почему вы их не принимаете?
А. Пташкин: Во-первых, вы прекрасно понимаете, что двадцати вариантов не бывает. Во-вторых, они предлагают сроки от 6 до 10 лет. Но это же смешно. Существует положение о реструктуризации долгов до трех лет.
rcc.ru: Между тем, «Саянскхимпром» заявляет, что вы настаиваете на одномоментной выплате? Согласитесь, это действительно нереально.
А. Пташкин: Мы никогда не требовали одномоментной оплаты. В таком случае мы вообще бы не вели переговоров. Но предложения «Саянскхимпрома» неприемлемы. Все предельно ясно: задолжал – плати! Но они должны платить на тех условиях, которые мы им предлагаем, и, кстати, предлагали мы далеко не один вариант. Я не всё могу озвучить, это конфиденциальная информация. Но могу сразу сказать, для нас важно сохранить потребителя. Можно было бы, как Чубайс, взять и отключить энергию. Но мы же этого не делаем. Мы цивилизованно ведем переговоры, а не выносим наши разногласия на всеобщее обозрение. Вот, на днях опять нажаловались.
rcc.ru: Кому?
А. Пташкин: Круглов собрал скандальную пресс-конференцию. Но когда журналисты стали ему задавать вопросы, он просто «поплыл», заявил даже, что «Иркутскэнерго» призвано быть служанкой для крупной промышленности.
rcc.ru: Возможно, он имел в виду: «обслуживающей отраслью»?
А. Пташкин: Почему мы - обслуживающая? У нас такой же товар, как у них, наш товар– электроэнергия. У нас есть производство, куда мы вкладываем деньги. Почему мы должны кого-то обслуживать?
rcc.ru: Но в закрытии «Саянсхимпрома», наверное, вы сами не заинтересованы? Они, кстати, не отрицают, что угрозы пока только словесные.
А. Пташкин: Мы вообще никому не угрожаем. Это - терминология Круглова. Мы не заинтересованы ни в чьем в закрытии. Мы даже не отключаем электроэнергию за долги. В крайнем случае, меняем собственника. Кстати, вы знаете, что они все активы увели?
rcc.ru: Вы имеете в виду реструктуризацию «Саянксхимпрома»? Но ведь реструктуризация вполне законная акция, по такому пути идут многие предприятия.
А. Пташкин: Почему долги оставили на одном предприятии, а все активы оттуда вывели? Этим занимается судебный пристав. Кстати, бухгалтер «Саянскхимпрома» уже раза два или три штрафовался на 110 минимальных окладов за взаимоотношения с государством, в частности, с приставами.
rcc.ru: По имеющейся у нас информации, в «Иркутскэнерго» не скрывают, что имеют к этому предприятию особое отношение». Чем это вызвано? Почему именно «Саянскхимпром» удостоился такой «чести»?
А. Пташкин: Никаких особых отношений у нас к ним нет. Вообще, нет ни одного предприятия, к кому бы у нас было какое-то особое отношение. У нас ведь не один собственник. А совет директоров никогда не допустит ничего подобного, это просто исключено.
rcc.ru: Существуют ли у «Иркутскэнерго» аналогичные проблемы с другими предприятиями?
А. Пташкин: Конечно, есть и другие предприятия-должники. Мы ведем переговоры со всеми, но такого скандала, как с «Саянскхимпромом», я не припоминаю. Мы б давно их «вырубили», но нам нужен потребитель, и, честно говоря, совершенно все равно, Круглов там будет или нет, важно, чтоб это был нормальный собственник, который, получив товар, его бы оплачивал.
rcc.ru: Разве Круглов отказывается платить?
А. Пташкин: Формально – нет. Но если он предложит реструктуризацию на 20 лет, конечно, мы откажемся. А он объявит: «Вот видите, они отказываются от наших условий!». По такому, примерно сценарию и идет сейчас диалог.
rcc.ru: Но они не 20 лет предлагают, а всего 6. Почему вы сопротивляетесь?
А. Пташкин: 6 лет – уже много. Попробовали бы они Чубайсу предложить эти 6 лет. Они способны платить, могут платить реально. Там нужно аудит провести и посмотреть, куда деньги уходят. Они ведь активы специально вывели. Приставы хотят разобраться, посмотреть, описать всё.
rcc.ru: Говорят, вам нужны не деньги, а собственность «Саянскхимпрома». Это правда?
А. Пташкин: Зачем нам собственность? На совете директоров в середине сентября специально рассматривался вопрос, о том, что «Иркутскэнерго» намерен избавляться от непрофильного бизнеса.
rcc.ru: И все же, виден ли «свет в конце тоннеля»?
А. Пташкин: Выход только за столом переговоров и только на взаимоприемлемых условиях. Условия должны быть реальными и не должны приносить вред «Иркутскэнерго», потому что 600-800 млн рублей для нас очень много. «Саянскхимпром» специально политизирует проблему, хотя здесь нет никакой политики. Это рыночные отношения. Но если они не захотят по-доброму, вступит в силу закон, и тогда все решения будет принимать суд.