В выставке приняли участие более 100 компаний, обеспечивающих функционирование лабораторий разного профиля. Участники предлагали проектирование, конструкционные материалы и покрытия; формирование климата, подготовку газов, воды, воздуха; оборудование, приборы, системы отображения и обработки информации; обеспечение текущей деятельности реактивами, стандартными образцами, материалами, запасными частями, а также специальную одежду и средства защиты, методическое и информационное сопровождение аналитического исследования. На конференциях и семинарах, проходивших в дни выставки, значительное внимание было уделено проблеме стандартизации и унификации методов исследований, применяемого оборудования и приборов, приведению их в соответствие с международными стандартами.
Выставка проходила впервые, и участники, с которыми побеседовал наш корреспондент, единодушно отмечали целесообразность ее проведения.
Ирина Забегаева, «Химреактив»: «Я считаю, что такие выставки полезны. За последнее время это одна из крупнейших выставок, уверена, что пребывание здесь участников, приехавших в Москву, окупится с лихвой».
Александр Киреев, «Экос-1»: «Обычно мы активно участвуем в выставке «Химия», которая проходит раз в два года, поэтому нынешняя выставка для нас — своеобразная проба пера. Хотя в последнее время интересные выставки стали проходить и в регионах, например, в Екатеринбурге прошла выставка “УралХимия”».
Наталья Безрукова, «Реахим»: «Выставка вызвала большой интерес, здесь много наших потребителей. О результативности говорить пока рано, итоги мы обычно подводим спустя некоторое время. Но интересного общения и новой информации было много».
Как свидетельствует практика выставочной деятельности, новые лаборатории с высокоточным оборудованием закупают в основном предприятия нефтехимической промышленности.
Особое внимание в последнее время заводы стали уделять экологии производства.
Людмила Вотинцева из «Химреактивснаба» считает, что причина роста вложений в собственные лабораторные разработки со стороны предприятий проста: «Нефтехимия сейчас является наиболее перспективной отраслью». По наблюдениям Ирины Забегаевой («Химреактив»), наряду с нефтехимиками стабильно высокий спрос на оборудование демонстрируют предприятия пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности.
Наталья Безрукова отмечает, что сейчас возрос спрос на приборы для анализа жесткости воды, для определения наличия примесей в воде. Это свидетельствует о том, что особое внимание в последнее время заводы стали уделять экологии производства.
На выставке была представлена как продукция российских производителей, так и зарубежных компаний. Несмотря на то, что российские компании контролируют до трех четвертей отечественного рынка и предлагают доступную по цене продукцию, большинство участников признают, что по качеству она уступает иностранным аналогам.
«Мы значительно отстаем. Необходимы инвестиции в разработки. С западными компаниями трудно конкурировать. Рынок российских производителей, конечно, развивается в последнее время достаточно интенсивно, появляются аналоги импортных приборов», — говорит Людмила Вотинцева.
Ирина Забегаева считает, что дело в специфике выпускаемой продукции: «Российское оборудование в общей массе не уступает зарубежным аналогам, однако, когда речь идет о точных расчетах и минимальных партиях уникальных веществ, спрос удовлетворяют иностранные компании».
Выйти из ситуации поможет создание собственных оригинальных разработок. Так считает, например, Александр Киреев: «Конкуренция растет, так как сейчас много компаний занимаются сбытом реагентов. Но мы сами их производим, это большой плюс. В этом году у нас есть два новых вещества. Это 1,2 дихлорэтан (этилен хлористый), предназначенный для использования в научных исследованиях, лабораторной практике, в химическом и физико-химическом анализе, и метилэтилкетон (2-бутанон), который мы предлагаем также для использования в научных лабораториях, в органическом синтезе в качестве растворителя и реагента». При наличии неплохой научно-технической базы остро стоит вопрос нехватки инвестиций».
Наталья Безрукова так характеризует ситуацию на рынке: «Считаю, что сейчас как раз начинается наступление иностранных компаний на российский рынок. Такая крупная и известная компания, как Kodak, ищет в России поставщиков. Но пока отечественных компаний на рынке значительно больше. Только те иностранные компании ориентируются на наш рынок, которые уже имеют в России собственное производство».
На закрытии выставки выступили начальник отдела протокола «Международной выставочной компании» Александр Квасников и директор выставки «AnalyticaExpo-2003» Татьяна Симонова. Как заявила Татьяна Симонова: «В следующем году мы не только сохраним все лучшее, что было наработано «AnalyticaExpo-2003», но и постараемся максимально расширить экспозицию выставки и увеличить количество мероприятий, включенных в ее программу».