Средние цены на АЗС в Сибирском федеральном округе впервые за много лет показали отрицательную динамику. Стоимость снизилась на 1–3 копейки за литр. Эксперты считают, что, несмотря на переизбыток топлива на рынке, снижение цен не станет общероссийским трендом.

Согласно данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) «Кортес», розничные топливные цены на сибирских АЗС за прошедшую неделю снизились. На Аи-92 — на 3 копейки, до 36,12 рубля за литр, на Аи-95 — на 1 копейку, до 36,8 рубля за литр. Движение вниз было зафиксировано впервые с начала года. До этого цены постоянно демонстрировали незначительный, но рост. Так с начала года средние цены на Аи-92 увеличились на 48 копеек, до 34,56 рубля за литр, на Аи-95 — на 49 копеек, до 36,38. Рост составил 1,4% и 1,3% соответственно.

За прошедшую же неделю, несмотря на понижающий тренд в Сибири на Дальнем Востоке и в Северо-Кавказском Федеральном округе, цены демонстрируют самый быстрый рост. По причине отсутствия достаточного количества мощностей стоимость Аи-92 выросла сразу на 25 и 13 копеек, до 39,62 и 34,4 рубля соответственно. На Аи-95 также был отмечен рост в этих регионах — на 14 и 33 копейки, до 41,08 и 37,01 рубля соответственно. 

Напомним, что с начала года оптовые и биржевые цены на бензин росли опережающими темпами по сравнению с розничными. Рост составил более 20%.

Предыдущий тренд обеспечивали сразу несколько факторов. Во-первых, это январское и апрельское повышение акцизов. С 1 января 2016 года ставка акциза на бензин «Евро-5» увеличилась до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий пятому классу бензин — до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились еще: на «Евро-5» — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей.

Во-вторых, как уже писали «Известия» в начале года в стране наблюдались спад производства и рост экспорта, поэтому оптовики стали в больших объемах закупать нефтепродукты. Так, по данным ЦДУ ТЭК, в январе фиксировалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 года. За январь-февраль 2016-го — на 3,6% к показателям прошлого года. Кроме того, на цены оказывало влияние ожидание весенне-летних ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Эксперты опасались, что вслед за оптом и биржей розничные цены также пойдут вверх. Но этого не произошло.

Как и планировало Минэнерго, на сегодняшний день товарные остатки бензинов составляют свыше 2,1 млн т — необходимый объем для прохождения ремонтных работ на НПЗ. Об этом рассказал руководитель управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, за последний месяц антимонопольная служба провела ряд встреч с представителями нефтяных компаний.

— Мы контролируем ситуацию. Перед нами стояла задача урегулировать вопрос с экспортом и восстановлением производства. Этой цели мы достигли. Поэтому наблюдаем сегодня падение цен в биржевом и оптовом сегментах, — говорил собеседник. Однако, по его словам, не стоит полагать, что вслед за этим следует ожидать снижения цен в рознице.

— Скорее падение стоимости топлива на бирже и в опте будет сдерживающим фактором для недопущения роста цен на заправках. Мы нарастили достаточный запас прочности для прохождения ремонтных работ на НПЗ. Кроме того, маржинальность на АЗС сегодня достаточно комфортная для участников розничного бизнеса, чтобы они не повышали цены, — отмечал Дмитрий Махонин.

По данным экспертов ИАЦ «Кортес», на ситуацию в мае оказала влияние и отмена ремонтов на нескольких установках НПЗ по России. В том числе и на крупнейшем расположенном в Сибири Омском НПЗ.

В итоге вместо запланированных выпадающих мощностей в объеме 3,663 млн т из строя вышло всего 3,1 млн т.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, падение цен на бензин в Сибири не является общероссийским трендом.

— Сегодня рынок находится в комфортной маржинальной доходности 13–15%. На снижение цен в Сибири могло оказать влияние кратковременное снижение цен в период праздников. В целом же рынок топлива в России стабилен, — заключил собеседник.

В Минэнерго и ФАС прогнозируют по итогам года рост цен на бензин на уровне инфляции — около 8%.