Как стало известно «Коммерсанту-Воронеж» из материалов воронежского арбитража, cумма требований кредиторов ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Черноземье“», находящегося в стадии внешнего наблюдения, которая была введена на предприятии в конце июня, составляет 4,32 млрд. Вместе с тем в судах Москвы и Воронежской области зарегистрированы иски к АО на 5,62 млрд рублей. Таким образом, общая сумма кредиторской задолженности акционерного общества составляет порядка 10 млрд – при том что стоимость его активов, по данным самого АО, не превышает 4,6 млрд. Что касается другой воронежской структуры Amtel-Vredestein, ООО «Амтел-Черноземье», то его долги – 3,16 млрд рублей. Одновременно идут судебные разбирательства по исковым требованиям на 2,84 млрд рублей и 42,25 млн евро. То есть общая сумма «кредиторки» общества приближается к 8 млрд рублей при стоимости его имущества, согласно бухгалтерской документации, в 3,47 млрд. Процедура наблюдения была введена в ООО 17 июня.

Напомним, что банкротство ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Черноземье“» ведет представитель СРО «Стратегия» Андрей Харьков, а ООО «Амтел-Черноземье» – Александр Ботвиньев из Межрегиональной СРО профессиональных арбитражных управляющих и воронежской антикризисной фирмы «Июль». Как сообщил источник, близкий к одному из управляющих, сумма требований к ООО уже приблизилась к 12 млрд, а у ОАО составляет около 16 млрд рублей.

По данным налоговой службы, за шинным комплексом были закреплены новые и реконструированные здания под проект «Воронеж-II», которые он сдавал в аренду ООО «Амтел-Черноземье», занимающемуся производством. В ОАО невысокая штатная численность, а его функции заключались в строительстве новых мощностей и сборе арендной платы. Областной вице-премьер Александр Гусев недавно заявил, что получением контроля над активами Amtel в Воронеже по-прежнему интересуется итальянский концерн Pirelli в партнерстве с госкорпорацией «Ростехнологии». Деталей возможного сотрудничества региональные власти не раскрывают, уточняя, правда, что предприятия могут быть куплены не напрямую, а через цепочку посредников. Впервые о варианте решения проблем шинного холдинга с участием Pirelli и «Ростехнологий» было заявлено в конце марта во время визита в регион первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

Кроме того, ОАО «СИБУР-РШ» недавно объявило повторную оферту банкам-кредиторам своего конкурента с предложением продать его долги. По словам заместителя гендиректора компании Игоря Караваева, финансовым организациям предлагается обменять долг холдинга на бескупонные облигации СИБУР-РШ со сроком погашения в декабре 2012 года. Их эмиссия на 12,7 млрд рублей уже зарегистрирована Федеральной службой по финансовым рынкам. Но, по словам господина Караваева, СИБУР-РШ может быть достаточно всего более половины обязательств Amtel-Vredestein.

Игорь Караваев утверждает, что около 30% кредиторов уже сейчас готовы согласиться на условия СИБУР-РШ, в частности, с тремя банками, назвать которые он отказался, уже оформлены документы. Если СИБУР-РШ выкупит более 50% долга ОАО «Амтел-Фредештайн», он предложит остальным банкам и компаниям мировое соглашение, чтобы выйти из процедуры банкротства. Впрочем, сам топ-менеджер не верит, что задолженность воронежских структур Amtel приближается к 28 млрд рублей. Уровень в 18 млрд кажется ему более вероятным и реальным. Господин Караваев объяснил, что цифра в 28 млрд рублей выходит с учетом перекрестных залогов. «Например, банк выдавал кредит ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Поволжье“», но имеет право взыскивать его с одной из воронежских структур, так как они были поручителями. В результате один и тот же заем считается несколько раз. Но, как только долг будет погашен, его требования к другим юрлицам будут свернуты, а общая задолженность тут же сократится», – пояснил Игорь Караваев.

По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта управляющей компании «Финам Менеджмент», перспективы структур Amtel зависят от результатов внешнего наблюдения и переговоров менеджмента СИБУР-РШ с банками. В случае же с «Ростехнологиями» речь может идти о решении вопроса на уровне руководства страны, поскольку большинство кредиторов – госструктуры, например, тот же Сбербанк. Тем не менее единственным реальным предложением, по словам эксперта, пока является вариант СИБУР-РШ, но в принципе схем оздоровления может быть множество, включая распродажу части недвижимости в ходе конкурсного производства. Как полагает господин Баранов, процедура банкротства структур Amtel-Vredestein, если СИБУР-РШ не договорится с банками, затянется на несколько лет, особенно если кто-то из кредиторов будет упорствовать и требовать не только выплаты долга, но и различных неустоек и штрафов.