Мировой метанольный рынок стремительно развивается, его конфигурация меняется. Основными потребителями становятся азиатские страны с доминирующим Китаем, где метанол широко используется как энергетический ресурс и сырье для получения олефинов. В число крупнейших стран-экспортеров уже в обозримом будущем войдут США, где производство метанола – один из способов переработки дешевого сланцевого газа. Каковы перспективы России в новых реалиях, учитывая многочисленные проекты по созданию новых экспортоориентированных метанольных производств?
23 июня состоялась Девятая международная конференция «Метанол 2014», организованная CREON Energy. Партнером мероприятия выступила компания MMSA.
Обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, глава группы CREON Фарес Кильзие отметил, что еще 10-15 лет назад метанол считался продуктом монетизации газа. Однако со временем отношение к нему менялось в лучшую сторону – в том числе и с помощью ежегодных метанольных конференций CREON Energy. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это серьезный самостоятельный продукт, применяемый во многих отраслях промышленности. По мнению г-на Кильзие, теперь метанольный рынок переходит на следующий этап развития – расширения производства и увеличения мощностей. На данный момент Россия в этом отношении значительно отстает от Запада и азиатских стран, хотя имеет все предпосылки для успеха – большие запасы природного газа, энергетические ресурсы, выход к морю. Задача участников отрасли – объединить усилия и сделать Россию крупным игроком на мировом рынке метанола.
По итогам 2013 г. мировое потребление метанола составило 66 млн т, из них 65% пришлось на страны Азии, 17% - на Европу и 11% - на США. В 2014 г. рост потребления по прогнозам составит 5 млн т, основная доля – 4 млн т – придется на Китай. Как рассказал управляющий директор по Европе MMSA Вольфганг Зойзер, к 2018 г. мировой спрос прогнозируется уже на уровне 92 млн т. При этом наибольшую часть продукта по-прежнему будут потреблять азиатские страны (70%). Прогноз на 2014-2019 гг. предусматривает рост спроса на метанол в этом регионе с 40 млн т до 65 млн т. Г-н Зойзер отметил, что за этот период в мире увеличится потребление в сферах MTO и MTP с 6.5 до 15.9 млн т.
На данный момент, невзирая на рост производства, каждый регион сейчас остается импортозависимым. Крупнейшие регионы-потребители – США, Европа и даже Китай – не имеют достаточных мощностей для покрытия внутренних потребностей. Однако уже в ближайшие пять лет ситуация может измениться. Сейчас же более 50% глобального потребления метанола торгуется на китайских коммерческих условиях. Другими словами – Китай значительно влияет на мировое ценообразование. Эксперт призвал быть осторожными в прогнозах по объемам китайского производства на ближайшие годы. Несмотря на запланированное увеличение мощностей, под вопросом остается процент их загрузки. Ведь использоваться они могут для выпуска не только метанола, но и аммиака. Сейчас в Китае отмечается неравномерное распределение метанольных заводов – они сконцентрированы преимущественно на востоке и в центре страны. Предприятия-потребители зачастую сильно удалены. А система логистики не справляется с выпускаемыми объемами, которые в итоге не всегда доходят до конечного покупателя. Поэтому главной задачей на будущее эксперт назвал рациональное размещение производств. Все большее развитие в Поднебесной получают проекты МТО. Они делятся на интегрированные (т.е. производство метанола осуществляется непосредственно на предприятии) и неинтегрированные (закупка продукта на стороне).
Переходя к Европе, докладчик отметил, что в 2013 г. метанольная промышленность столкнулась с возвращением МТБЭ на рынок (который семь лет назад был заменен на ЭТБЭ). Как следствие – будет дополнительное потребление метанола в объеме до 500 тыс. т. Сейчас в Европе основными производителями метанола являются Голландия, Франция и Бельгия. На ближайшие пять лет спрос и предложение сбалансированы. Г-н Зойзер особо отметил, что с июля 2014 г. Еврокомиссия отменяет импортные пошлины на метанол.
В Европе разработана уникальная технология получения метанола из энергии солнечного и ветряного происхождения (с применением процесса электролиза).
США, которые еще недавно были крупным импортером метанола, скоро смогут полностью закрывать внутренние потребности и даже экспортировать продукт. Это стало возможным благодаря «сланцевой революции», которая обеспечила страну собственным дешевым газом. Если в 2013 г. собственное производство США не превышало 2 млн т, то к 2019 г. оно достигнет 8 млн т.
Подводя итог, докладчик отметил, что существует множество новых направлений использования метанола. Помимо MTO и MTP весьма перспективно его применение в качестве бункеровочного топлива, такой опыт уже есть у шведской компании Stena, паром которой оснащен двигателями, работающими на метанол-содержащем топливе.
Говоря о процессе производства метанола, генеральный директор Methanol Institute Грегори Доланупотребил такое понятие, как «полигенерация», т.е. возможность производства продукта из разного сырья. Действительно, традиционный способ получения метанола из природного газа уже давно не является основным. Каменный уголь, биомасса и даже углекислый газ – все это можно перерабатывать в метанол. Поэтому даже в бедных природными ресурсами странах успешно функционируют метанольные производства. При этом за счет разницы в цене, покрываемой метанолом, он приравнивает каменный уголь и природный газ по ценности к нефтепродуктам.
Продукт все чаще применяется в качестве автомобильного топлива, он экологичен и возобновляем – это делает его достойной альтернативой бензину и дизелю. Из 71.3 млн метрических тонн метанола, которые будут проданы в мире в 2014 г., примерно 50% составит топливо и горючее. При этом он имеет ряд преимуществ перед другими альтернативными продуктами - СПГ и КПГ. В частности, использование метанола не требует серьезного изменения топливной схемы двигателя (в отличие от сжиженного и компримированного природного газа). Также г-н Долан отметил неразвитую заправочную сеть для СПГ и КПГ и то, что их использование, как правило, ограничено сегментом грузовиков и автобусов. Метанол же вполне может применяться в качестве топлива для легковых автомобилей - самого массового сегмента автопарка.
В США использование метанола в качестве моторного топлива поддерживается государством. Этому способствует Закон об открытом стандарте топлива. Согласно ему, с 2014 г. 50% новых автомобилей должны работать на горючем, произведенном не из нефти. Требование будет распространяться на 80% новых автомобилей в 2016 г. и 95% в 2017 г., это касается FFV автомобилей, работающих на спирте, сжатом природном газе, пропане, электричестве и топливных элементах. Сторонники законопроекта подчеркивают, что добыча сланцевого газа открывает путь для производства метанола в США, которые уже в ближайшие годы будут не только полностью закрывать внутренние потребности, но и экспортировать его. В прогнозе до 2017 г. заявлено создание предприятий совокупной мощностью 5 млн т, также в планах – производственные площадки мощностью 6.3 млн т.
В Евросоюзе принята Директива о возобновляемой энергии (ДОВЭ). Согласно ей, возобновляемая энергия должна составлять 10% от всей энергии, используемой на транспорте к 2020 г. С сентября 2013 г. биогорючее первого поколения сокращено до 6% при 2.5%-м содержании передовых видов биотоплива. В Европе ведется работа по внедрению транспорта, работающего на трех видах топлива, любой комбинации бензина/этанола/метанола, к тому же транспортные средства Tri-Flex Fuel не требуют специальной инфраструктуры для дозаправки и позволяют ускорить замещение бензина.
Метанол занимает приоритетное место в энергетической безопасности Китая. Если в 2011 г. в стране было выпущено 11.3 млн т метанола, то в 2013 г. – уже 26.3 млн т. Потребление за этот период также существенно выросло – с 16.6 до 32 млн т. Пока что страна вынуждена импортировать продукт, однако ожидается увеличение объемов производства за счет колоссальных запасов каменного угля, который может использоваться в качестве сырья. Сейчас метанол составляет 7-9% транспортного горючего в Китае (прежде всего во внутренних провинциях и угольных регионах). Центральное правительство КНР разрабатывает стандарты для топлива с добавками метанола. Общенациональный стандарт для горючего M15 (содержание метанола – 15%) может быть определен уже в 2014 г. В провинциях Шаньси, Шэньси и Шанхае проходят испытания автомобили, работающие на горючем M85.
От мирового рынка метанола участники конференции перешли к рассмотрению его российской части. По состоянию на начало 2014 г. в РФ функционируют девять производителей метанола с суммарной мощностью установок 4 млн т/год, рассказал директор департамента углеводородного сырья CREON Energy Анастас Гатунок. В региональном разрезе действующих мощностей по выпуску метанола лидируют Приволжский и Сибирский федеральные округа, на чью долю приходится почти 75%. В 2013 г. производство метанола в РФ составило 3.56 млн т. Более 70% от этого объема пришлось на трех крупнейших производителей - «Метафракс», «Сибметахим» и «Томет». В среднем по России коэффициент использования мощностей по производству метанола в 2013 г. составил 89.6%, что на 4.8% больше, чем в 2012 г. Наибольшей степенью загрузки характеризуются «Метафракс» (101.6%) и «Сибметахим» (99.3%).
Внутренний рынок метанола в России пока полностью обеспечивается собственными производственными ресурсами. В 2013 г. наблюдался значительный рост внутреннего рынка при одновременном снижении экспорта. Темпы роста производства замедлились, сохранив, тем не менее, положительную динамику. В целом российский рынок метанола еще недостаточно развит и пока не достиг своей зрелости. Метанол является полупродуктом, который потребляется преимущественно в нефтехимической и газовой промышленности. В структуре потребления до 30% приходится на внутризаводское использование. Основные сегменты потребления метанола в РФ – это производство формальдегида, изопрена, МТБЭ, а также использование в нефтегазовой отрасли. Выпуск формальдегида (формалин, КФК) является ключевым и активно развивающимся сектором с наибольшим объемом потребления – около 757 тыс. т метанола в 2013 г. В России функционируют более 15 производителей общей мощностью около 2.5 млн т, крупнейшими являются «Метафракс», «Томет» и «Акрон». Производство МТБЭ - второе по величине и стабильно развивающееся направление переработки метанола, за 2013 г. объем потребления достиг 416 тыс. т. Введение в действие ТР ТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» сделало премиальным внутренний рынок по сравнению с экспортом, как это было ранее. Лидером в производственной структуре МТБЭ выступают «Сибур Холдинг» - более 39% рынка и «ГК «Титан» - почти 20%. Следующим по объемам потребления сегментом является нефтегазовая отрасль – 14% (300.5 тыс. т в 2013 г.). Прогноз потребления метанола в этом секторе напрямую зависит от объемов добычи газа природного и на газоконденсатных месторождениях. Согласно планам Минэнерго России, в долгосрочном периоде предполагается рост добычи газа, что приведет к увеличению спроса на метанол в данном сегменте более чем на 25% к 2025 г.
До мирового экономического кризиса более половины произведенного в РФ метанола поставлялось на внешние рынки. В дальнейшем в результате кризисных явлений в мировой экономике, а также усиления конкуренции со стороны ближневосточных и азиатских поставщиков, российские экспортеры снизили показатели. В 2013 г. доля экспорта составила 39%, снизившись на 3% по сравнению с 2012 г. Крупнейшая страна назначения экспортных объемов российского метанола – Финляндия, также крупными импортерами являются Словакия, Румыния, Турция и Польша.
Прогноз развития мощностей по производству метанола в РФ в 2013-2025 гг. предусматривает рост производства до 10.24 млн т по максимальному сценарию. Основные условия реализации проектов российских предприятий - обеспеченность природным газом в долгосрочной перспективе по конкурентным ценам, наличие современной технологии, рынков сбыта и крупных инвестиций.
Далее были представлены технологии производства метанола из природного газа, разработанные компанией «Хальдор Топсе». В мире действуют 17 созданных ей метанольных установок. Как рассказала руководитель отдела технологий департамента газохимии и нефтехимии компании Мария Яновская, эффективный паровой риформинг – основа производства синтез-газа. От выбора технологии риформинга зависит конечный объем произведенного продукта. Одностадийный риформинг позволяет получить до 2.5 тыс. т/сутки, двухстадийный – до 7 тыс. т/сутки, автотермический – до 10 тыс. т/сутки. Технология двухстадийного риформинга применялась в Тульской области при строительстве на «Щекиноазот» метанольной установки мощностью 1350 т/сутки. Установка введена в эксплуатацию в 2011 г.
«Хальдор Топсе» предлагает потребителям схему упрощенного совмещенного производства аммиака и метанола. Она дает возможность создания небольшой метанольной установки по конкурентоспособной цене. Отличительная черта - гибкость в регулировании производительности по аммиаку и метанолу. В России такая установка будет запущена в Менделеевске (Республика Татарстан) в составе аммиачно-карбамидного комплекса. Мощность составляет 2050 т/сутки жидкого аммиака без производства метанола и 1382 т/сутки при производстве метанола; метанола будет производиться 668 т/сутки; производство и грануляция карбамида - 2050 т/сутки; производство КФК - 17 т/сутки.
Собственное производство метанола запущено и в Азербайджане. В 2013 г. компания AzMeCo ввела в эксплуатацию метанольный завод мощностью 560 тыс. т/год, рассказал генеральный директор компании Хидаят Султанов. В 2014 г. смонтирована установка по утилизации углекислого газа из дымовых газов мощностью 117 тыс. т/год. Как результат - мощность производства метанола увеличилась на 28.6% до 720 тыс. т/год. Реализовывать продукцию планируется на европейском рынке через компанию BP (до 80% объема производства). Остальная часть метанола будет реализовываться непосредственно самой AzMeCo. Для выхода на международные рынки сбыта используются мощности терминалов в Грузии с выходом в Черное море. Среди перспективных направлений продаж – Турция, Италия и Китай.
В перспективе планируется строительство еще нескольких более мелких производств, примыкающих к территории завода. Это может быть производство формальдегида, различных смол и других производных из метанола.
В рамках конференции было объявлено о старте проекта «Метанол Северный». Инициатором проекта является компания «НГСК», оператором - CREON Energy. Проект предусматривает строительство завода по производству метанола мощностью 1.65 млн т/год в Северо-Западном округе. Сейчас выполнено ТЭО проекта, завершен анализ российского и мирового рынка метанола и его производных, определены основные направления переработки и сбыта продукции. 80% производимой продукции будет идти на экспорт. Экспортная ориентированность сбытовой политики определила необходимость размещения производства около порта, чтобы экспортный поток шел наиболее экономичным видом транспорта - морем. Из шести возможных портов был выбран порт Усть-Луга. Начало проектных работ намечено на первый квартал 2015 г., начало строительства - первая половина 2016 г. Запуск производства ожидается во второй половине 2018 г.
Отдельная часть конференции была посвящена теме формальдегида и его производных. Руководитель отдела аналитики CREON Enegry Лола Огрель представила обзор российского рынка формальдегидных смол. Метанол как исходное сырье используется в крупнотоннажном производстве смол (например, на «Кроношпане») или на самих предприятиях-производителях метанола («Акрон», «Сибметахим»). В 2013 г. напрямую из метанола было получено 570 тыс. формальдегидных смол, что составляет свыше 42% от общего объема производства. Это без учета предприятий, которые закупают и метанол, и КФК. Около 40% смол в России производится из карбамидоформальдегидного концентрата. В 2013 г. суммарный объем метанола, который потребовался для производства формальдегидных смол (с учетом выпуска промежуточных продуктов, таких как формалина и КФК), составил, по оценке эксперта, 760 тыс. т. Из них внутризаводское потребление превысило 560 тыс. т. Наибольший объем переработки метилового спирта приходится на долю «Метафракса», чье дочернее предприятие «Метадинеа» является крупнейшим российским производителем формальдегидных смол.
В целом производство и потребление смол развиваются параллельно. За исключением кризисного 2009 г. выпуск продукции идет по нарастающей. За шесть лет объем производства формальдегидных смол в России вырос в 1.5 раза и в 2013 г. составил 1.3 млн т. Потребление смол, особенно карбамидоформальдегидных, связано в основном с развитием деревообрабатывающей промышленности. На сегодняшний день в России выпуском формальдегидных смол занимаются свыше 50 предприятий. На долю 10 крупнейших производителей приходится почти 80% производства. 30% формальдегидных смол выпускается на предприятиях группы компаний «Метафракс». Среди производителей существует специализация на определенном виде смол. Лишь немногие крупные предприятия имеют в своем ассортименте расширенный набор продукции. Так, заводы «Метадинеа» выпускают и фенольные, и карбамидные, и меламиновые смолы.
Производством фенолоформальдегидных смол (ФФС) в нашей стране занимаются порядка 20 предприятий. Мощности российских производителей оцениваются экспертами компании CREON Energy на уровне 375 тыс. т. С ростом отечественного производства импортные поставки снижаются. Так, в 2008 г. доля импорта в общем объеме потребления составляла 24% (порядка 45 тыс. т), в 2013 г. – 9% (23 тыс. т). Основной продукцией, которая поступила в Россию из-за рубежа, стали фенолоформальдегидные смолы для производства фанеры и смолы для склеивания шпона при изготовлении бруса. Доля экспорта фенолоформальдегидных смол в общем объеме их производства невелика: 3.5-4.5% (8-10 тыс. т). В настоящее время в России основной объем ФФС идет на производство водостойкой фанеры и теплоизоляционных материалов (ТИМ). При этом потребление фенолсодержащих смол в деревообрабатывающей промышленности будет расти не столь заметно, как в производстве ТИМ (сейчас оно превышает 130 тыс. т). По оценке Минрегиона, в России необходимо открыть еще 15 заводов, производящих теплоизоляционные материалы. Если проекты будут реализованы, потребление фенолоформальдегидных смол в качестве связующего для ТИМ заметно возрастет. Этим российский рынок отличается от мирового, где потребление фенольных смол для ТИМ снижается, что объясняется переходом на новые экологически чистые связующие, без содержания фенола и формальдегида.
Карбамидоформальдегидные смолы в России производятся более чем на 50 промышленных объектах, среди которых в основном предприятия деревообрабатывающей промышленности. Большая часть этих производителей обеспечивает собственные потребности в данной продукции. Потребление карбамидных смол в России росло более быстрыми темпами, чем фенольных. Так, по сравнению с 2008 г. спрос на КФС вырос на 58%, а на ФФС только на 35%. В отличие от фенолоформальдегидных смол импорт практически не оказывает влияния на внутренний рынок карбамидоформальдигидных смол, зато доля экспорта в общем объеме производства превышает 10%.
Рынок формальдегидных смол в России будет развиваться. К 2025 г. производство может достигнуть 2 млн т. При этом спрос на метанол в этом сегменте потребления вырастет с 760 тыс. т до 1.2 млн т.
Тему формальдегида продолжил независимый эксперт Валерий Шарыкин, он отметил постоянно повышающийся спрос на метанол в мире (около 7.3% ежегодно начиная с 2013 г.). Основным направлением применения метанола по-прежнему является производство формальдегида (30% от общего произведенного объема по данным на конец 2013 г., и этот показатель будет расти в среднем на 3% в год).
Мочевиноформальдегидные и фенольные смолы представляют наибольшее потребление формальдегида. МДИ (MDI), полиацетали (POM), и 1.4-бутандиол по абсолютным значениям потребления формальдегида занимают сектор не больше, чем производство деревянных панелей, но показывают более активный рост. На глобальном уровне примерно 51% всего формальдегида потребляется для производства деревянных панелей. Оставшаяся часть потребления формальдегида распределяется от инженерных термопластов до промежуточных соединений в производстве пестицидов. Следует отметить вновь появившийся интерес к использованию формальдегида в промышленных процессах, итогом которых является получение различных С2-производных, прежде всего этиленгликоля. В основе таких процессов лежит либо конденсация формальдегида в гликолевый альдегид, либо карбонилирование формальдегида. Это также потенциально может увеличить спрос на метанол для производства формальдегида.