В ходе встреч с руководством «Газпрома» в рамках Петербургского международного экономического форума, который состоялся в начале июня, предправления немецкой Wintershall Dea Марио Мерен обсуждал, в том числе поставки водорода из России. Об этом в интервью РБК рассказал сам Мерен.

«Россия находится в отличном положении для экспорта водорода. У нее огромные запасы природного газа, из которого можно производить голубой водород. Россия инвестирует в современную трубопроводную инфраструктуру — уже работает «Северный поток-1», мы говорили с вами про «Северный поток-2», есть и другие проекты», — указал топ-менеджер.

Россия к 2050 году намерена зарабатывать от экспорта экологически чистых видов водорода от $23,6 млрд до $100,2 млрд в год, поставляя на мировой рынок от 7,9 млн до 33,4 млн т. Об этом говорится в проекте концепции развития водородной энергетики до 2024 года, которую разработало Минэнерго.

Глава Wintershall Dea, которая является давним партнером «Газпрома», считает, что российско-европейское партнерство в области энергетики должно перейти на новый уровень, связанный с улавливанием и хранением углерода и водородом. «Мы, европейцы, должны пользоваться преимуществами от соседства с Россией, которая является надежным поставщиком энергии по доступным ценам», — добавил он.

Весной газотранспортная компания Gascade (ее совладельцами являются Wintershall Dea и «Газпром») и еще одна немецкая компания RWE, а также голландская Gasunie и англо-голландская Royal Dutch Shell подписали декларацию о намерениях относительно проекта AquaDuctus — газопровода для транспортировки «зеленого» водорода (получается электролизом воды из возобновляемых источников) с Северного моря в Германию. Первым шагом в работе над проектом AquaDuctus будет проведение подробного технико-экономического обоснования.

А 1 июня Gascade и Ontras (дочерняя компания немецкого дистрибьютора VNG) договорились о создании сети газопроводов для водорода в Германии. С 2026 года в Восточной Германии планируется создать хаб по производству климатически нейтрального водорода. Партнеры планируют создать систему транспортировки водорода за счет преобразования существующей метановой газотранспортной инфраструктуры и строительства новых трубопроводов.

«Мы в Wintershall Dea уверены, что нам нужен водород, чтобы достичь климатических целей. Но мы также уверены в том, что этого удастся достичь, если мы перестанем обсуждать цвет водорода — «голубой», «зеленый» и т. д. — и вместо этого реально начнем создавать рынок водорода», — отметил Марио Мерен.