Российская электроэнергетика оказалась одной из тех отраслей, которая ощутила влияние пандемии коронавируса не только на настоящее - в виде падения спроса на ресурсы после введения ограничений в экономике, - но и на будущее: вирус поставил под вопрос своевременный ввод проектов и позволил форсировать диалог об изменениях в основные программы развития энергорынка.

О том, что ждет проекты модернизации и ВИЭ в ближайшие годы, какими могут быть новые мегастройки и есть ли спрос на новые отечественные турбины большой мощности, в интервью "Интерфаксу" рассказал замглавы Минэнерго РФ Юрий Маневич.

- Пандемия не могла не сказаться в ряде случаев на сроках проектов. В частности, по ВИЭ такая ситуация - представители отрасли обращались к Минэнерго с вопросом о переносах. Есть ли аналогичные задержки сроков по проектам модернизации ТЭС с ближайшим вводом? И если они есть, поддерживаете ли вы сдвиги по времени без штрафов?

- Да, вопрос такой (о сдвиге сроков ввода проектов ВИЭ на фоне пандемии) обсуждался. В настоящее время влияние последствий, связанных с пандемией и ограничительными мерами, по нашему мнению, достаточно невелико. Текущие проекты возобновляемой энергетики в целом реализуются в сроки. В то же время опыт реализации большинства предыдущих проектов ВИЭ в отсутствие ограничительных мер показывает, что сроки переноса ввода генерирующего оборудования порой имеют место и основание вне ситуаций, связанных с обострением эпидемиологической обстановки. В связи с чем мы полагаем целесообразным рассматривать отдельно причины и обстоятельства таких просрочек и в индивидуальном порядке точечно принимать решения. Надо понимать, что в каких-то ситуациях причины, о которых говорят компании, объективны, а в каких-то ситуациях, скажу вам прямо, они пытаются использовать ситуацию, связанную с COVID, чтобы добиться для себя улучшения текущих условий.

Например, какая-то компания говорит: "У нас есть сложности с поставкой комплектующих из-за рубежа, с тем, чтобы персонал стабильно выходил на работу и трудился, с тем, чтобы завезти зарубежных специалистов". Мы сравниваем с компаниями-аналогами, и в этих компаниях нам подтверждают, что да, такие проблемы есть и у нас, и, если вы нам дадите дополнительные какие-то льготные условия, мы с удовольствием этим воспользуемся, а если не дадите, мы будем исполнять договорные обязательства. И тогда мы понимаем, что в этой ситуации определенная компания просто пытается заниматься некоторой манипуляцией.

Надо обсуждать с энергетическим сообществом глобально, какие можно инициировать процессы, чтобы создать нормальные условия функционирования субъектов электроэнергетики с тем, чтобы было комфортно и потребителям обязательно. Рынок - это продавцы и покупатели. Мы здесь комплексно все учитываем, общаемся с потребителями, производителями, сбытовыми компаниями и совместно обсуждаем возможные решения. Мы это делаем не только в период пандемии, мы это делаем на регулярной основе.

- Возвращаясь к проектам модернизации ТЭС, много компаний обращались с просьбой им подвинуть вводы модернизированных проектов без штрафов? Там какой объем примерно?

- Вы знаете, массовых таких обращений не было. Обращения были, но объективных обстоятельств, связанных с переносом срока, мы не увидели. Первые вводы по программе модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций запланированы на 2022 год. По оценке Минэнерго, влияние ограничительных мер, вызванных COVID, на сроки реализации программы сведено к минимуму.

Была другая ситуация (влияния пандемии на компании), связанная с тем, что у нас были введены неожиданно нерабочие дни. И нам необходимо было в рамках разработанных нормативно-правовых актов эти вопросы учитывать, потому что формула расчета стоимости была взаимоувязана с количеством рабочих дней в месяце. Нам важно было этот момент дорегулировать.

- Если говорить в целом о программе модернизации, на фоне текущего кризиса рассматривается ли возможное изменение ее параметров?

- В соответствии с объективными причинами мы переносили сроки отборов (конкурентный отбор проектов модернизации - "КОММод" - и отбор с использованием российских турбин переносились несколько раз). Мы учитывали все обстоятельства, и, если мы видели, что какой-то отбор у нас нуждается в дополнительной проработке, мы сдвигали сроки.

Был подготовлен и сейчас находится в правительстве ряд изменений. Это корректировка коэффициента, определяющего предельные максимальные значения капитальных затрат мероприятий по модернизации турбинного оборудования, предполагающая перевод генерирующего объекта, работающего с использованием паросилового цикла, в работу с использованием парогазового цикла за счет надстройки генерирующего объекта газовой турбиной. Кроме того, речь идет об увеличении установленной квоты для предельного объема отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационных газовых турбин одного типоразмера (с 1 тыс. мегаватт до 1 тыс. 200 мегаватт).

Были приняты решения, что в том случае, если по итогам проведения дополнительного отбора проектов модернизации генерирующего оборудования с применением инновационных турбин суммарный объем отобранных проектов составит менее 2 тыс. мегаватт, то по решению правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики могут быть дополнительно отобраны проекты, которые были заявлены собственниками в отбор на 2026 год, но не были отобраны по критерию эффективности.

Ожидаем, что общий "КОММод" на 2026 год с объемом 4 гигаватта и отбор для инновационных газовых турбин объемом до 2 гигаватт будет проведен в декабре 2020. Мы надеемся, что не выйдем за пределы 2020 года...

- Хочу вас спросить про большой проект по развитию Восточного полигона железных дорог. Сколько энергетических мощностей для него потребуется? Каковы будут источники финансирования?

- Прирост нагрузки на объектах РЖД в соответствии с представленными ими данными оценивается примерно в 2,4 ГВт. При этом прогнозируется дополнительный прирост нагрузки прочих крупных промышленных потребителей в зоне влияния Восточного полигона в размере примерно в 1,13 ГВт. Для обеспечения энергоснабжения потребуются как генерация, так и электросетевые объекты.

Предполагается масштабное электросетевое строительство. Более 2000 км линий электропередачи 220-500 кВ, более 2000 МВА трансформаторных мощностей. "Россети" - одна из организаций, на дочерние общества которой будут возложены обязанности по обеспечению внешнего энергоснабжения Восточного полигона. В рамках реализации этих мероприятий Минэнерго изначально планировало два источника финансирования строительства электросетевых объектов, а именно федеральный бюджет и тариф на передачу ФСК (речь не идет о дополнительном росте тарифов, мы говорим об экономически обоснованных тарифах, необходимых в том числе для финансирования инвестпрограммы "ФСК ЕЭС"). Окончательное решение пока не принято, поэтому прорабатываются различные варианты.

В качестве других возможных источников финансирования рассматривается привлечение заемных средств, включая кредитование и размещение инфраструктурных облигаций. Возможные источники погашения возникающей при этом долговой нагрузки сейчас анализируются. В целом дефицит финансирования на строительство объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения Восточного полигона оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей.

Кроме того, в рамках проекта внешнего энергоснабжения Восточного полигона одобрено строительство генерирующих мощностей. На совещании под председательством вице-премьера Юрия Борисова одобрен для дальнейших проработок вариант, который теперь носит название базового, включающий в том числе сооружение объекта генерации для покрытия перспективных нагрузок в Бодайбинском районе Иркутской области установленной мощностью до 456 МВт, расширение Нерюнгринской ГРЭС на два энергоблока мощностью 215 МВт каждый, новой ТЭС в пос. Советская Гавань установленной мощностью до 260 МВт, новой ТЭС на юге Приморского края установленной мощностью до 280 МВт.

Мы с РЖД, с коллегами из энергокомпаний, с потенциальными покупателями электроэнергии прорабатываем различные варианты финансирования строительства электроэнергетической инфраструктуры, чтобы минимизировать возможную дополнительную нагрузку на потребителей...

- Периодически в СМИ поднимается тема реорганизации "РусГидро". Обсуждается ли сейчас этот вопрос? И какая модель развития компании более целесообразна по мнению Минэнерго? Как относится ведомство к идее, что "РАО ЭС Востока" может стать материнской компанией?

- В настоящее время в Минэнерго не обсуждается вопрос реорганизации "РусГидро", в том числе вопрос организации функционирования "РАО ЭС Востока" в качестве материнской компании. Совсем недавно совет директор "РусГидро" утвердил долгосрочную программу развития группы на 2020-2024 годы, которой не предусмотрено проведение структурных преобразований и реорганизаций. Группа компаний продолжает функционировать в существующей структуре, управляя как гидрогенерирующими, так и другими энергетическими активами.

- Отдельный вопрос есть еще про ТГК-2. Это системообразующая компания для энергетики довольно большого региона, компания изначально с непростой историей, но теперь к сложностям сугубо экономическим могут добавиться проблемы у основного собственника (речь идет о бенефициаре "Совлинка" и "Башхима" Дмитрии Пяткине). Минэнерго не опасается сбоев в работе ТГК-2 на фоне ситуации с БСК, обсуждается ли с владельцами и ее менеджментом вопросы бесперебойного энергоснабжения потребителей?

- Надеемся, что менеджмент компании сможет справиться с текущими сложностями. Мы внимательно следим за развитием ситуации и готовы принимать необходимые решения для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.