Украинский газовый маршрут оказался под угрозой закрытия. Такое развитие событий возможно, если компания «Нафтогаз» подпадет под санкции Москвы.

«Газпром» обвиняет коллег в попытках взыскать незаконные, по его мнению, платежи за транзит топлива. Подобные действия могут трактоваться как недружественные, что чревато ответными ограничительными мерами.

Если это произойдет, поставки российского газа в Центральную Европу полностью прекратятся. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что даже после этого ЕС не пойдет на компромисс с Россией.

Произошло беспрецедентное событие, такого раньше точно никогда не было: газопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2» по неизвестным пока причинам практически одновременно дали трещины, и давление снизилось. В результате мир облетели уникальные кадры газового пузыря на морской поверхности.

Не исключается и диверсия. Понятно, чтобы совершить такое, необходима как минимум серьезная технологическая база и большой профессиональный уровень. К слову сказать, политических последствий событие пока не имело. Ведется следствие. Однако Норвегия решила усилить охрану своих шельфовых месторождений. Звонок серьезный, если аналогичные вещи еще где-нибудь повторятся, риски возрастают кратно.

Впрочем, идем дальше к другим событиям в энергетической сфере. «Газпром» не исключил введения санкций против своего украинского коллеги — «Нафтогаза». У них проходит очередная тяжба по поводу оплаты российского транзита. Все перипетии этого дела приводить нет смысла, дабы не утомлять слушателя. Тем не менее проглядывает ясная перспектива, что по итогам всех этих разбирательств, последний трубопровод, по которому российское топливо идет в Центральную Европу и, в частности, в Германию, может быть остановлен.

«Северный поток-2» в принципе не заработал после того, как был построен. Его предшественник официально остановился по причине поломки газоперекачивающих агрегатов. Таким образом, остается один «Турецкий поток», который качает газ на юг континента.

Естественно, нет гарантий, что и там в какой-то момент что-нибудь не сломается. Как утверждает российская сторона, из-за санкций возможности ремонта оборудования ограничены, так что, не взыщите, приходится прекращать обслуживание.

Старый Свет имеет большие перспективы встретить холода без российского газа. Но это не стало сенсацией — о подобном говорится как минимум последние два месяца. Наверное, поэтому какой-либо истерики на сей счет не наблюдается. Наверное, поэтому какой-либо истерики на сей счет не наблюдается.

Тем временем в торжественной обстановке состоялся пуск газопровода из Норвегии в Польшу через Данию. Это, конечно, не российские объемы, а всего ничего — 10 млрд куб. м. К слову трубу проложили также через Балтику, как и «Северные потоки».

Как бы то ни было, если вот так продолжать с миру по нитке собирать воедино разные маршруты и всем дружно навалиться и решить проблему, что-нибудь да и получится. Вот канцлер ФРГ Олаф Шольц посетил Объединенные Арабские Эмираты, обещал по результатам визита подписать очередной контракт по сжиженному газу.

Иными словами, на сегодняшний день Запад демонстрирует стойкость: остаться без газа не боится, ни на какие уступки идти не собирается. Тем более что хранилища практически заполнены.

И вот что интересно: их дали заполнить, и лишь сейчас ручеек пересыхает, но и то не до конца. В истории с «Нафтогазом» идет пока еще только игра мускулами — предупреждения, но до реальных действий пока что не дошло. Что касается страшной аварии, ее, наверное, все-таки можно как-то устранить, равно как и решить вопрос с турбинами — было бы желание, как говорится.

Между тем создается впечатление, что на газовую тему бывшие партнеры говорить отныне не намерены. Санкции снимать они не собираются, никакие турбины забирать более не предлагают. Пошли на принцип, возможно. Могут ли они дать слабину, как только придут настоящие холода? Вероятно. Однако дело в том, что сейчас такая обстановка, что наперед трудно что-либо прогнозировать. По состоянию на эту дату Европа продолжает искать газ на стороне, не в России. И находит. А Российская Федерация рискует навсегда проститься с очень доходным рынком. И это аксиома, что не требует доказательств.