НалогиБюджет изымет у нефтяников 650 млрд рублей в 2021–2025 годах

Крупнейшее за последние годы повышение налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, принятое на фоне пандемии COVID-19, сократит совокупный денежный поток нефтяной отрасли на 650 млрд руб. в 2021–2025 годах, подсчитали аналитики Vygon Consulting. В наиболее уязвимой позиции, по данным “Ъ”, окажутся ЛУКОЙЛ и «Татнефть» в связи с отменой льгот для добычи сверхвязкой нефти и для выработанных месторождений. «Роснефть» и «Газпром нефть» благодаря предоставлению адресных налоговых льгот их проектам пострадают в меньшей степени. В результате массовой замены прежних льгот новым налогом на дополнительный доход масштаб его применения может увеличиться в пять раз — он распространится на 230 млн тонн годовой добычи нефти (около 48% добычи в РФ).

Нефтяная отрасль может дополнительно лишиться 1,15 трлн руб. денежного потока в 2021–2025 годах из-за внепланового повышения налоговой нагрузки в нынешнем году. К таким выводам в новом исследовании приходит Vygon Consulting. Частично этот эффект будет нивелирован введением новых налоговых льгот, в результате снижение совокупного денежного потока отрасли составит 650 млрд руб. О том, что Минфин в условиях дефицита бюджета в очередной раз решил внепланово повысить налоговую нагрузку для добывающей промышленности, в том числе нефтяной отрасли, “Ъ” сообщал 17 сентября, соответствующие законы были в октябре подписаны президентом Владимиром Путиным.

Наиболее болезненной для отрасли стала отмена льгот в виде понижающего коэффициента к НДПИ для выработанных месторождений, которым взамен было предложено перейти на налог на дополнительный доход (НДД; взымается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов). Добыча на таких месторождениях в 2019 году составила 159 млн тонн нефти, то есть более четверти всей добычи в РФ. Для перешедших на НДД месторождений с 2024 года будет действовать налоговый вычет в 20% от уплаты НДПИ, что должно стимулировать переход на новый налог.

За пять лет выпадающие доходы нефтекомпаний от отмены льготы могут составить более 460 млрд руб., оценивают аналитики Vygon Consulting.

Кроме того, были отменены льготы по НДПИ и экспортной пошлине при добыче сверхвязкой нефти (10 млн тонн в год, почти весь объем добывается в Поволжье, НАО и Коми), из-за чего отрасль лишится 260 млрд руб. за пять лет. Больше всего, по данным “Ъ”, от этого пострадают «Татнефть» и ЛУКОЙЛ. В результате добыча сверхвязких нефтей может стать убыточной «и в перспективе будет прекращена», считают в Vygon Consulting.

Еще одним значительным изменением стала корректировка режима НДД в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на месторождения второй группы, имевших льготу по экспортной пошлине и добровольно отказавшихся от нее в пользу нового налога. В рамках пилотного применения НДД в 2019 году было добыто 46,3 млн тонн нефти, из них 25 млн тонн (10 участков) — в рамках второй группы. В общей сложности из-за роста налогов по НДД отрасль за пять лет может лишиться 211 млрд руб., в основном это должно коснуться «Роснефти» и «Газпром нефти».

Кроме того, месторождения, которые пользовались льготой по пошлине на основании особых физико-технических характеристик нефти, теперь лишаются ее и, скорее всего, будут вынуждены перейти на НДД. Речь идет о более десятка месторождений, в том числе Восточно-Мессояхском, Куюмбинском (СП «Роснефти» и «Газпром нефти»), Восточно-Алинском и Южно-Талаканском месторождении («Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинском (СП «Роснефти», BP и консорциума индийских компаний) месторождениях, месторождении им. Корчагина ЛУКОЙЛа и других.

Эксперты Vygon Consulting отмечают, что прежде только 2 из 15 месторождений, имевших льготу по экспортной пошлине, решили сменить ее на НДД, поскольку сохранение льготы по пошлине в большинстве случаев было выгоднее. На 2020 год объем добычи нефти с льготами по экспортной пошлине оценивается в 113 млн тонн. Теперь в связи с отменой льготы этим месторождениям выгоднее перейти во вторую группу НДД, в этом случае общий негативный эффект для операционного денежного потока компаний в 2021–2025 годах может составить 208 млрд руб. Такой подход вынудит компании более охотно переходить на новую налоговую систему. Если большая часть проектов с отмененными льготами перейдет на НДД, то периметр действия этого налога увеличится до 230 млн тонн (около 48% добычи нефти в стране), говорится в исследовании.

Несмотря на крупнейшее за последние почти 20 лет повышение налоговой нагрузки, ряду компаний, связанных с государством, были предоставлены адресные налоговые льготы в обмен на инвестиции. Суммарный положительный эффект от этих преференций на денежный поток отрасли (после уплаты налогов) за пять лет составит 500 млрд руб. Так, «Роснефть» получила 12-летний налоговый вычет из НДПИ для своего Приобского месторождения в размере 46 млрд руб. в год, а также вычет из НДПИ для Ванкорского кластера, в результате компания может даже выиграть от общего пересмотра налоговой нагрузки. «Газпром нефть» также получит трехлетнее право воспользоваться вычетом из НДПИ для Новопортовского месторождения в 36 млрд руб., а «Татнефть» — для своего крупнейшего актива — Ромашкинского месторождения. В наихудшем положении оказались компании, у которых значительный портфель зрелых активов, а также имеется добыча сверхвязкой нефти — «Татнефть» и ЛУКОЙЛ, который пока так и не получил налоговую льготу для своего Ярегского месторождения.

Хотя нефтяная отрасль потеряет 650 млрд руб. денежного потока за пять лет, не весь этот объем автоматически станет доходами бюджета, считают в Vygon Consulting.

По мнению экспертов, «значительное увеличение налоговой нагрузки с учетом политики ОПЕК+ и низких цен на нефть повлечет пересмотр инвестиционных программ в отрасли. В итоге ''пирог'' для раздела между государством и отраслью в виде свободного денежного потока проектов до налогов значительно уменьшится». По мнению аналитиков Vygon Consulting, для сокращения негативного эффекта от налоговых изменений нужны стабильные налоговые условия, дополнительные меры стимулирования бурения после окончания сделки ОПЕК+, методика оценки эффективности налоговых стимулов и компенсация выпадающих доходов от отмены льгот для высоковязкой нефти для всех регионов.