Председатель крупнейшей китайской химической корпорации ChemChina Жэнь Цзяньсинь обычно встречает посетителей в корпоративном зале заседаний, который находится этажом ниже офиса Коммунистической партии Китая (КПК) – такое помещение обязательно присутствует во всех крупных госкомпаниях, но в наши дни все чаще его можно заметить и в частных компаниях КНР. ChemChina – один из 117 национальных промышленных чемпионов КНР, в ее состав входит 100 предприятий, пишет China Daily. Деятельность ChemChina напрямую контролируется Комиссией по управлению госактивами, как в случае со всеми стратегическими предприятиями. В глобальном списке Forbes 500 ChemChina занимает 276-е место, ее годовая выручка составляет около 300 млрд юаней ($48 млрд). Так что наличие офиса КПК в здании ChemChina – еще одно напоминание о том, что Жэнь – руководитель одного из крупнейших госпредприятий в Китае. Он и сам высокопоставленный член партии, однако о КПК и ее роли в становлении бизнеса он не говорит ни слова: он позиционирует себя как предприниматель, а не партийный босс.

Поскольку сделка с Pirelli еще не завершена, Жэнь избегает всяких прямых публичных заявлений на этот счет. Успех сделки с Pirelli в конечном счете определит то, позволит ли Жэнь легендарному бренду остаться автономным от ChemChina, считает консультант Bluestar Джоел Бэкелер. В противном случае покупка Pirelli должна быть быстрой, столь же стремительным должно быть инкорпорирование бизнеса компании в холдинг ChemChina, добавляет он. Какой вариант поглощения Pirelli предпочтителен для Жэня – он не говорит.

После недавней покупки ChemChinа компании Camfin, которая контролирует крупнейшего итальянского производителя шин – Pirelli, у Жэня есть шанс стать новым руководителем Pirelli. ChemChinа пока купила 26% акций Pirelli, но планирует потратить еще 7,3 млрд евро на выкуп оставшейся доли. Если сделка по покупке Pirelli состоится, она станет крупнейшим приобретением ChemChina за два года, а также расширит присутствие китайского капитала в производстве премиум-брендов, к числу которых уже относятся Volvo, Club Med и яхты Sunseeker.

Жэнь в отличие от китайских руководителей не избегает интервью зарубежным средствам массовой информации. 

 «Производство шин сродни смешиванию муки для лапши – важно правильно смешать ингредиенты и получить хорошую резину», – размышляет он.

Чиновник, бросившийся в рынок

Ему нравится работать с итальянцами, признает он. «Я хотя и был в Италии всего два раза, но мне показалось, что творчество и инновации там у людей в крови», – отмечает он. Пока ничего менять в итальянской легенде он не хочет. «Мы ничего не собираемся менять в Pirelli. Pirelli – это Pirelli», – заявляет Жэнь.

Многие считают, что ключевым в карьере Жэня и успехе ChemChina было участие государства. Но Жэнь с этим категорически не согласен. «Мы отличаемся от других государственных предприятий нашей историей и развитием, – говорит Жэнь. – Мы начинали с нуля и все время играли по условиям рынка».

Жэнь родился в 1958 г. в Ланьчжоу, расположенном в провинции Ганьсу на северо-западе Китая. После окончания Университета Ланьчжоу до 1984 г. работал в министерстве химической промышленности. «Мы много слышали об успехе китайских предпринимателей в отрасли высоких технологий, таких как Джек Ма, Робин Ли и Пони Ма, а о Жэне не слышали ничего, хотя он был столь же успешен и инновационен – и именно поэтому ему удалось построить химического гиганта ChemChina», – считает Бэкелер. По его словам, он строил компанию по западным канонам.

ChemChina не изнеженный монополист, защищенный от реальной конкуренции авторитарным владельцем в виде государства и дешевыми государственными кредитами, заявляет Жэнь: «Это настоящая бизнес-корпорация».

ChemChina, несмотря на размер и масштаб операций, появилась не так давно: она была создана в 2004 г.

Но Жэнь считает, что история ChemChinа на самом деле началась гораздо раньше – в 1984 г., когда он основал промышленную компанию Bluestar и получил государственный кредит в 10 000 юаней. Ему повезло: кредиты тогда было получить легко, поскольку правительственные чиновники начали кампанию стимулирования частной торговли. Жэнь признает, что только из-за государственного финансирования Bluestar – технически государственная компания, хотя с самого начала она и управлялась как типичный стартап.

Хотя Жэнь провел всю свою профессиональную жизнь в государственном секторе, он говорит о своем опыте выстраивания компании в тех же романтических тонах, как будто он является новоиспеченным интернет-миллиардером, который получил профессиональное признание после листинга бумаг на бирже NASDAQ. «У каждого молодого человека всегда есть мечта и надежда, – рассказывает он. – Я мечтал превратить Bluestar в большой бизнес».

Сначала Bluestar была действительно скромным предприятием по изготовлению урн и котлов, но всего за 20 лет Жэню удалось превратить Bluestar в одного из китов химической промышленности КНР.

В общей сложности в 80-е и 90-х гг. Bluestar купила около 100 государственных компаний, а Жэнь был назван «царем слияний», им восхищались все государственные СМИ. Причем компания активно росла не только за счет приобретений на внутреннем рынке: Жэнь начал активно покупать и предприятия за рубежом. В числе его покупок были французские Adisseo (производитель органических соединений, используемых в производстве как удобрений, так и духов) и Rhodia (производство сульфидов и кремния) и австралийский производитель пластмасс Qenos.

Сейчас в ChemChinа входит шесть подразделений, в числе которых Bluestar и Aeolus Tyre, которая участвует в сделке по Pirelli, пишут Ведомости.

Урок для студента

Несмотря на активные поглощения, председатель ChemChina не любит слово «покупка». «Я не хотел бы называть активы, которые мы купили, приобретениями. Это звучит слишком агрессивно. Я предпочитаю называть их словом «инвестиции», – говорит он.

«Конечно, мы ценим активы, которые покупаем, но еще больше ценим сотрудничество с командами управленцев этих компаний», – говорит Жэнь. «Я завален собственными проблемами и проблемами ChemChina. Я не успеваю лично ухаживать за всеми инвестициями, которые есть у корпорации», – объясняет он.

Он говорит с большой теплотой обо всех партнерах ChemChina, и в том числе о гендиректоре Pirelli Марко Трончетти Провере, у которого контракт с компанией до 2020 г. Шестидесятисемилетний Трончетти Провера имеет право выбрать преемника только в том случае, если захочет уйти досрочно.

Несмотря на всю теплоту слов в отношении гендиректора Pirelli лично, Жэнь ясно дает понять, кто в конечном счете отвечает за операции, хотя и дипломатично делает акцент на том, что в таких сделках у него всего лишь статус «студента». «Марко будет моей ролевой моделью, – утверждает Жэнь. – Я уважаю его как учителя, старшего брата и друга. Он очень хороший человек. Если бы он не был хорошим человеком, как бы я мог пожать ему руку, не говоря уже о том, чтобы держаться с ним за руки в этом партнерстве?»

Такая же философия у Жэня в отношении всех приобретенных компаний. «Мы стратегический промышленный игрок, но покупка менее 51% акций делает нас финансовым инвестором, а не стратегическим», – говорит он. Именно поэтому предпочтительна покупка компании целиком или ее контрольной доли, добавляет Жэнь.

«Я всегда говорю нашим зарубежным генеральным директорам, когда встречаюсь с ними после покупки: с точки зрения собственности босс – это я, но с точки зрения операционного контроля они учителя, а мы всего лишь студенты», – объясняет свой принцип Жэнь.