На фоне увеличения спроса на зимнее дизтопливо его биржевая стоимость снова пробила исторический максимум. В Минэнерго говорят о росте выпуска и продаж топлива. Однако участники рынка и эксперты полагают, что объемов заводского производства недостаточно для покрытия спроса, который традиционно в значимой степени удовлетворялся за счет суррогатов. По оценке аналитиков, возможности НПЗ по выпуску зимнего дизтоплива минимум на 1 млн тонн уступают объему спроса на него.
Зимнее дизельное топливо на СПбМТСБ 11 ноября подорожало на 0,88%, до исторического максимума 64,8 тыс. руб. за тонну. Его стоимость традиционно растет осенью, когда крупные промышленные потребители и коммунальные предприятия создают запасы на зимний период. Власти рекомендуют нефтекомпаниям увеличить поставки на внутренний рынок, однако стоимость дизтоплива продолжает расти на фоне повышения экспортных цен на нефть и нефтепродукты.
О возможности дефицита зимнего дизтоплива на внутреннем рынке предупреждали независимые топливные операторы: глава Российского топливного союза Евгений Аркуша в конце октября направлял обращение в правительство. С начала октября цена на зимнее дизтопливо взлетела на 16%, то есть превысила уровень инфляции, в рамках которого правительство сдерживает цены на АЗС.
Складывающаяся динамика оптовых биржевых цен связана с растущим ажиотажем со стороны топливных трейдеров, стремящихся заполнить свои нефтебазы в ожидании роста спроса, заявили “Ъ” в Минэнерго: «Так, с начала ноября на биржевых торгах в среднем за сутки реализуется около 34,5 тыс. тонн зимних сортов дизельного топлива, что на 50% превышает уровень аналогичного периода 2019 года». В министерстве добавили, что суточное производство зимних сортов дизтоплива постепенно растет и на сегодня составляет 108,6 тыс. тонн, что на 3,6% больше аналогичного периода 2019 года, а отгрузки на внутренний рынок выше на 12,9%.
В Минэнерго подчеркнули, что на ценовую динамику на бирже также влияют сохраняющиеся на высоком уровне мировые цены на нефть и нефтепродукты. Текущий спрос со стороны конечных потребителей-автолюбителей полностью удовлетворяется, уверены в министерстве, производителям рекомендуется «полностью переориентировать экспортные потоки зимних сортов дизельного топлива в биржевой канал реализации».
Раньше, как пояснил господин Аркуша, нехватка зимнего дизтоплива частично покрывалась за счет поставок на рынок суррогатного топлива, а также в результате компаундирования летнего дизтоплива с авиакеросином. Но сейчас регуляторы ведут планомерную эффективную борьбу с контрафактным дизтопливом, так что объемы его поставок на рынок сокращаются. А второй вариант замены заводского топлива с использованием авиакеросина перестал быть выгодным после того, как налоговая служба потребовала от поставщиков уплачивать акциз с керосина, использованного для такого производства. Союз уже обращался в правительство в связи со сложившейся на рынке топлива ситуацией, предлагая решать проблему через корректировку демпфера или запрет экспорта дизтоплива, напомнил он.
Глава союза допускает снижение оптовых цен в перспективе, но «они останутся в диспаритете с розницей с учетом ограничения ее роста на уровне инфляции».
Рост цен в опте на зимнее дизтопливо связан с ростом спроса на продукт и невозможностью его удовлетворить только заводским продуктом, подтверждает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». По ее оценкам, в 2019 году потребность в зимнем дизтопливе примерно на 19%, или на 3,7 млн тонн, превышала производство на НПЗ, а разница была покрыта суррогатным продуктом, получаемым смешением средних дистиллятов (включая летние и межсезонные сорта дизтоплива) и авиакеросина. Выпуск заводского дизтоплива должен увеличиться в результате ввода новых установок депарафинизации дизтоплива на Омском и Московском НПЗ «Газпром нефти» и реализованной летом на «Газпром нефтехим Салавате» схемы накопления прямогонных керосиновых фракций. Но даже если установки будут работать на полную мощность, а емкость хранения на «Салавате» будет использована на 100%, прирост предложения заводского дизтоплива в наступающем сезоне составит максимум 2,4 млн тонн относительно 2019 года, отмечает аналитик.
Этого недостаточно, чтобы покрыть дефицит заводского дизтоплива, даже если консервативно оценить рост потребности в зимнем дизтопливе в текущем году в 2% относительно 2019 года. Анна Лишневецкая также отмечает, что пока сезон зимнего дизтоплива в полной мере начался только в относительно холодных Дальнем Востоке, Сибири и Урале. По данным «Петромаркета», чистая маржа розничной реализации зимнего дизтоплива в данных федеральных округах в среднем составляет минус 2,6 руб. за литр.