Владимир Путин уже не раз собирал вместе всех металлургов или автопроизводителей и уж тем более представителей нефтегазового сектора. Теперь шанс рассказать о своих проблемах напрямую главе правительства появился у российских производителей минеральных удобрений. Растущие тарифы на газ, ж/д-перевозки, стимулирование инвестиций станут основой темой беседы с премьером, которая ожидается в конце октября.

Отдельным производителям минудобрений уже удавалось обратить на себя внимание премьера, сообщает РБК daily. Так, во время посещения в июле Волгоградской области он заехал на строящийся «Еврохимом» комбинат на Гремячинском месторождении калийных солей. Вызывал Владимир Путин к себе и собственников предприятий. К примеру, в конце июля на встрече с председателем координационного совета «Акрона» Вячеславом Кантором глава правительства просил с учетом засухи обеспечить сельхозпроизводителей минудобрениями по ценам, близким к минимальным.

Между тем уже в середине сентября 18 предприятий по производству азотных удобрений коллективно обратились с письмом к премьеру «О критической ситуации в азотной отрасли». В своем обращении они опасаются, что объявленные планы по либерализации российского рынка природного газа, в частности переход к равнодоходности от контрактных цен в Европе, приведет к вымиранию отечественной промышленности азотных удобрений. Дело в том, что в себестоимости азотных удобрений на газ приходится около 65%. Сейчас его стоимость для агрохимиков уже достигла 80 долл. за 1 тыс. куб. м, а с либерализацией рынка газа в 2014 году может превысить 200 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом основной рынок сбыта — внешний, на котором новые производители, к примеру в Омане, получают газ по цене от 27 долл. за 1 тыс. куб. м.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков говорит, что поручения по этому обращению производителей минеральных удобрений еще прорабатываются. Источник РБК daily, знакомый с ситуацией, добавляет, что профильным ведомствам дано задание подготовить материалы для заседания правительства до последней декады октября. Но Дмитрий Песков отмечает, что в ближайшее время встреч с производителями минудобрений в графике премьера пока нет. Между тем несколько участников отрасли рассказали, что уже готовятся к подобной возможности, как ожидается, встреча может состояться 29 октября в Череповце.

Как говорит исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский, помимо роста стоимости газа перед отраслью также стоит проблема роста тарифов на железнодорожные перевозки. Агрохимики еще в прошлом году просили установить льготные тарифы на перевозку сырья для производства минудобрений.

Но «Российские железные дороги» раскритиковали эту инициативу, а Федеральная служба по тарифам посчитала, что причин для такого шага нет. При этом в нынешнем году подошла очередь унификации тарифов на ж/д-перевозки минудобрений и сырья для их производства на экспорт и внутри страны. В результате расходы производителей могут резко вырасти, особенно у калийщиков — «Уралкалия» и «Сильвинита». Кроме того, устаревшие и противоречивые нормы технического регулирования удорожают строительство новых предприятий на 20—30%, добавляет Игорь Калужский.

Последний вопрос перед Владимиром Путиным уже поднимал глава «Еврохима» Дмитрий Стрежнев в прошлом году, попросив главу правительства гармонизировать строительные нормы с европейскими. Но тогда премьер указал на отличие климатических условий. Теперь же шансов больше. После недавнего заседания правительства по нефтехимии премьер дал указание упросить нормы и процедуры получения разрешений на строительство новых нефте­газохимических мощностей.