акциз

В этом году производители зимнего дизельного топлива (ДТЗ) могут начать платить дополнительный акциз, сообщили в Независимом топливном союзе (НТС) и ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов). Речь об изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. При реализации это топливо облагается акцизом, подтвердили в Минфине. Представители бизнеса утверждают: ранее власти разъясняли, что платить сбор при производстве ДТЗ не требуется. Но производители уже стали получать от ФНС письма, в которых компаниям насчитаны налоги за 2018–2020 годы. Теперь в НТС опасаются, что выпуск зимнего дизеля станет нерентабельным и в ряде регионов может возникнуть его дефицит. Впрочем, в Минэнерго таких рисков не видят.

Меры и предосторожности

В этом году производители зимнего дизеля могут начать платить дополнительный акциз, сообщил президент НТС Павел Баженов. Этот вид топлива представляет собой смесь дизеля с авиакеросином. Порядок его налогообложения не разъяснен в Налоговом кодексе, поэтому владельцы нефтебаз ежегодно официально запрашивали Минфин по этому вопросу, уточнил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. По его словам, все прошлые годы бизнес получал официальный ответ, что платить дополнительную ставку акциза на изготавливаемое ДТЗ не нужно. 

Сегодня акциз на дизель составляет 9188 рублей за 1 т, а на авиакеросин — 2,8 тыс. рублей за 1 т. Владельцы нефтебаз уже уплачивают сборы в цене этой закупаемой продукции, объяснил Дмитрий Гусев. Но смешивая два вида топлива и получая новый продукт в виде зимнего дизеля, производители должны доплатить разницу в цене двух акцизов — то есть примерно 6388 рублей за 1 т, добавил он. В этом случае теряется экономическая целесообразность производства ДТЗ — налоговая нагрузка еще больше увеличит конечную стоимость зимнего дизеля и сделает нерентабельным его производство методом смешения, ведь рост розничных цен на продукт сдерживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), заключил Дмитрий Гусев.

— Согласно письмам Минфина, керосин, который стал зимним дизелем, ранее дополнительно не облагался акцизом. Теперь, как оказалось, должен, — отметил Дмитрий Гусев.

Так, в 2019 году представитель Минфина разъяснял: смешение подакцизных товаров облагается налогом только в случае, если ставка акциза на полученный в результате продукт выше, чем на сырье. Как указано в письме, с которым ознакомились «Известия», если ставка акциза на итоговую смесь равна или ниже хотя бы одного из компонентов, «то такие операции по смешению производством подакцизных товаров не признаются, а лица, их осуществляющие, налогоплательщиками акциза не являются».

В этом году бизнес получил уведомления от ФНС, из которых следует, что акциз будет взиматься в полном размере за 2018–2020 годы («Известия» ознакомились с уведомлениями двум компаниям), сообщил Дмитрий Гусев. То, что за производство ДТЗ нужно платить акциз, подтвердили и в Минфине.

— Процесс смешения летнего дизельного топлива с авиационным керосином признается производством зимнего дизельного топлива. При реализации оно облагается акцизом, — сказали в ведомстве.

Там добавили, что «иной подход к признанию смешения производством приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, поскольку позволит избегать налогообложения, в частности, при смешении товара с меньшей ставкой акциза с любым количеством товара со ставкой акциза, равной или превышающей ставку акциза производимого товара». В министерстве не ответили на вопрос, почему давали другие пояснения в прошлые годы.

Риски дефицита

Необходимость платить акциз за производство зимнего дизеля приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки на владельцев нефтебаз, считает Павел Баженов.

Норма смешения авиакеросина с летним дизтопливом для получения ДТЗ — 1:2 или 1:3, отметил Дмитрий Гусев. В 2020 году отгрузка авиакеросина не на летные нужды и лакокраску составила около 2,3 млн т, указывают данные Refinitiv.

— В целом по стране речь идет об около 8 млрд рублей дополнительной налоговой нагрузки в год, что сделает производство ДТЗ нерентабельным. Соответственно, с рынка может исчезнуть до 6 млн дизельного топлива за год, что составляет примерно 20% от годового объема производства ДТЗ. В ряде регионов такое сокращение может привести к дефициту, — отметил Дмитрий Гусев.

Впрочем, позицию бизнеса не разделяют в Минэнерго.

— В настоящий момент топливный рынок России находится в стабильном состоянии, риски появления дефицита зимнего дизеля в осенне-зимний период как на срочных биржевых торгах, так и в крупнооптовом сегменте рынка полностью исключены, — заявили в ведомстве. 

Там добавили, что в условиях восстанавливающейся экономической активности министерство даст нефтепереработчикам рекомендации по увеличению производства ДТЗ относительно прошлогодних уровней. В ведомстве уточнили: компании уже повышают выпуск и поставки зимних видов топлива на внутренний рынок. По данным Минэнерго, сейчас из произведенных с начала года 11,5 млн т на внутренний рынок поставлено около 9,2 млн т ДТЗ, что на 0,19 млн т выше прошлогоднего уровня.

Ежедневно на рынок поставляется в среднем 17 тыс. т зимнего дизеля, и при необходимости производители смогут увеличить объем его выпуска и поставок на внутренний рынок, отметили в Минэнерго.

Динамика рынка

Россия вряд ли в полной мере столкнется с ростом цен и серьезным дефицитом зимнего дизеля, однако его нехватка может привести к росту используемого в качестве топлива суррогата, например печного топлива, отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова считает беспокойство производителей нефтепродуктов оправданным. По ее словам, если зимнее дизельное топливо подпадет под акциз, то с «белого» рынка уйдет даже более 20% годового объема его производства. Такие смеси могут начать продавать на «сером» рынке, где никто не несет ответственности за качество, сказала эксперт.

— До сих пор Минфин не облагал акцизом такое топливо, но теперь ситуация изменилась. Своя правда есть и у Минфина, который отвечает за сбор налогов и предотвращение бюджетного дефицита, — отметила аналитик.

Однако рост стоимости топлива может стать дополнительным генератором инфляции потребительских цен, предупредила Наталья Мильчакова.