В штаб-квартире ОБСЕ в Вене заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко дал интервью ТАСС, в котором обсудил отношения РФ с НАТО, Европейским союзом (ЕС) и Советом Европы (СЕ), а также рассказал о перспективах реализации газотранспортных проектов в Европу.
— Как Россия относится к планам расширения военного присутствия НАТО в Европе, например в Черном море?
— Альянс давно стремился превратить Черное море в зону своего исключительного влияния. Однако возвращение в 2014 году территории Крымского полуострова в состав РФ, очевидно, спутало натовцам все карты, разбив заблаговременно разложенный ими "черноморский пасьянс". Что касается нынешних планов альянса расширить военное присутствие в Черном море, то мы действительно фиксируем возрастающее количество заходов сюда кораблей неприбрежных стран НАТО. Наши западные коллеги хорошо осведомлены насчет того, что любые дестабилизирующие действия вблизи российских территориальных вод повлекут за собой быструю и адекватную реакцию ВМС России.
Мы твердо убеждены в том, что проблемы региона должны решаться путем сотрудничества и прежде всего самими прибрежными государствами. Большим потенциалом в этом плане обладает Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Существующие в регионе Черного моря механизмы сотрудничества вполне достаточны для обеспечения безопасности.
— При этом НАТО проявляет повышенную активность и на севере, в частности, в Норвегии...
— Мы уже неоднократно комментировали расширение иностранного военного присутствия в Норвегии. Считаем, что подобные шаги противоречат норвежской политике неразмещения на территории страны иностранных военных баз в мирное время и традициям добрососедства. Они чреваты ростом напряженности и дестабилизацией обстановки в северном регионе. Рассматриваем его как элемент осуществляемых под руководством США военных приготовлений, которые активизировались на фоне антироссийской пропагандистской истерии.
Возвращение в 2014 году территории Крымского полуострова в состав РФ, очевидно, спутало натовцам все карты
Большую тревогу вызывает деградация военно-политической ситуации в североевропейском регионе и на Балтике. Вопреки объективным интересам поддержания мира и стабильности в Европе НАТО продолжает последовательно концентрировать свои усилия на "сдерживании" несуществующей "угрозы с Востока", а ведь именно Россия внесла решающий вклад в дело устранения материального наследия эпохи холодной войны — вывела войска из Германии, стран Восточной Европы и Прибалтики, выполнила свои обязательства по сокращению вооружений. Эти наши усилия стали весомым фактором укрепления безопасности и стабильности в регионе.
Военная активность Североатлантического альянса направлена на то, чтобы создать плацдарм для силового давления на нашу страну. Подобные провокационные действия неизбежно ухудшают ситуацию в области безопасности в Европе, в том числе применительно к тем государствам, которые сегодня ратуют за размещение на своей территории иностранных военных сил.
— Одна из главных проблем в отношениях с нашими европейскими партнерами с учетом вмешательства США , помимо Крыма и Украины, — строительство газопровода "Северный поток — 2". Как обстоят дела с этим проектом?
— Несмотря на то что целый ряд стран ЕС и вне его, например США, а также некоторые органы Евросоюза настроены отрицательно к проекту "Северный поток — 2", я бы все же не стал сгущать краски. Сегодня проект получил одобрение трех из пяти вовлеченных стран.
— Но датский премьер-министр заявил, что Копенгаген может заблокировать проект...
— Действительно, Дания занимает особую позицию, и премьер-министр Ларс Лёкке Расмуссен это подтвердил. Но, насколько нам хорошо известно, существуют альтернативные маршруты прокладки трубы, которые вполне коммерчески оправданы. Напомню также, что собственная юридическая служба Совета Евросоюза уже высказалась в отношении попыток Европейской комиссии создать юридические препятствия на пути реализации "Северного потока — 2".
Имею в виду предложенные Еврокомиссией поправки к так называемой газовой директиве Третьего энергопакета ЕС, которые в случае их одобрения распространяли бы требования европейского законодательства практически на всю протяженность "Северного потока — 2". И это заключение юрслужбы Совета ЕС было отрицательным. Надеемся, что в ЕС будут следовать юридической логике и своим международным обязательствам, а не русофобским настроениям некоторых политиков Евросоюза.
С политической точки зрения, конечно, очевидно, что проект "Северный поток — 2" находится под сильнейшим давлением Вашингтона, пытающегося использовать геополитические аргументы для того, чтобы обеспечить более благоприятные условия для поставок в Европу собственного сжиженного газа, который для потребителей — это признают все — коммерчески не привлекателен и не конкурентен по сравнению с российским трубопроводным газом.
— Насколько известно, Болгария, которая отказалась от "Южного потока", вдруг снова заинтересовалась возможностями прямых поставок российского природного газа по дну Черного моря. Насколько удовлетворимы эти интересы?
— Что касается строительства газопровода в Болгарию по дну Черного моря, то есть, по сути, реинкарнации "Южного потока", то скажу, что свой выбор мы уже сделали. Сотрудничество с Турцией по проекту газопровода "Турецкий поток" идет весьма успешно. Применительно к Болгарии можно говорить лишь о продолжении сухопутного участка второй нитки "Турецкого потока", и здесь мы рассчитываем, что болгарская сторона завершит реализацию проекта развития национальной газотранспортной системы в объемах и в сроки, которые позволят осуществить поставки российского газа европейским потребителям по транзитной сухопутной нитке с 1 января 2020 года, в том числе для обеспечения подачи газа на границу с Сербией.
— Со второй половины нынешнего года председательство в ЕС перейдет от члена НАТО Болгарии к нейтральной Австрии. Можно ли связывать какие-либо позитивные ожидания с такой сменой председательства?
— Мы тесно работаем с любым председательством в Евросоюзе. У нас нормальные рабочие контакты. Здесь в Вене я провел консультации с австрийским председательством. Это нормальная практика, и, разумеется, мы рассмотрели некоторые вопросы, которые непосредственно касаются и политического диалога по линии Россия — ЕС, касаются и перспектив экономического взаимодействия и поиска путей сотрудничества во всех областях, где наши интересы объективно совпадают. Контакты с австрийским председательством будут продолжены.