ГУП «Камчатэнергоснаб», которое по замыслу краевого правительства должно стать конкурентом для регионального монополиста ООО «Камчатнефтепродукт», принадлежащего НК «Альянс», получило от НК «Роснефть» согласие на предоставление нефтепродуктов для нужд Камчатского края. Местные владельцы АЗС относятся к инициативе скептически. Эксперты по-разному оценивают вероятность снижения цены топлива.

Как сообщил „Ъ“ и.о. директора ГУП «Камчатэнергоснаб» Александр Гаврилов, профильный департамент ОАО «Роснефть» положительно ответил на запрос предприятия о возможности предоставления светлых нефтепродуктов. «Они готовы поставлять нам бензин марки АИ-92 в объеме 5000 тонн в месяц. Доставка от завода до порта Находка включена в стоимость. Сейчас ведутся переговоры по фрахту танкера от Находки до Камчатки, но здесь никаких сложностей нет», — заявил господин Гаврилов. Сложности, по его словам, могут возникнуть с хранением нефтепродуктов в Петропавловске-Камчатском. Сейчас ведутся переговоры с военной нефтебазой в Сероглазке, но необходимые «Камчатэнергоснабу» емкости требуют ремонта. Если удастся проработать схему логистики, то первые поставки бензина от «Роснефти» на Камчатку могут пройти уже в начале лета, отметил Александр Гаврилов. Между тем, в ООО «РН-Востокнефтепродукт»  сообщили, что никаких конкретных договоренностей с предприятием пока не существует.

Поводом для инициативы региональных властей по созданию альтернативного поставщика топлива стали упреки в монополизме в адрес ООО «Камчатнефтепродукт», принадлежащего НК «Альянс». В правительстве края рассчитывают на сокращение цены на бензин на два рубля (в апреле литр бензина АИ-92 стоил в регионе порядка 40,6 руб.). ООО «Камчатнефтепродукт» (КНП) приобретено «Альянсом» у частных владельцев в начале года и до апреля снабжало регион продукцией «Роснефти». Сейчас все автозаправочные станции Камчатки продают топливо, поставляемое КНП. Однако краевые власти намерены договориться с независимыми владельцами АЗС, чтобы те реализовывали нефтепродукты, которые будет привозить ГУП «Камчатэнергоснаб».

Президент НП «Владельцев автозаправочных станций Камчатки» Борис Добженецкий рассказал, что правительство Камчатского края пока не пыталось выйти на связь с местными продавцами топлива, и они в принципе не ощущают государственной поддержки. При этом цены на бензин стабильно растут уже несколько лет, и процесс этот начался еще при монопольном положении «Роснефти». Также, по его данным, Хабаровский НПЗ, с которого сейчас «Альянс» осуществляет поставку топлива на Камчатку, с недавнего времени относится к экс-президенту Роснефти Эдуарду Худайнатову, который сейчас возглавляет ОАО «Независимая нефтегазовая компания». Согласно информации «СПАРК-Интерфакс», господин Худайнатов с 30 апреля является гендиректором ООО «УК НК „Альянс“». «То есть фактически монопольное положение структур „Роснефти“ в регионе сохраняется»,— отметил Борис Добженецкий. По его оценке, предполагаемого объема 92 бензина в размере 5 тыс. тонн в месяц будет достаточно, чтобы обеспечивать все независимые АЗС.

В «Альянсе»  сообщили, что в случае указанного объема поставок «Роснефтью» КНП и новый поставщик поделят региональный рынок пополам, что может повлиять на ценовую политику НК. «Конкуренция заставляет снижать цены. Вопрос в том, как долго и за чей счет можно торговать на АЗС себе в убыток»,— пояснил собеседник Отметим, что в результате ряда переговоров руководства «Альянса» с краевыми властями КНП уже несколько раз снижало цены. Последнее снижение произошло во вторник: литр 92 бензина на АЗС «Камчатнефтепродукта» в Петропавловске-Камчатском стал стоить 39,75 руб., или на 15 коп. дешевле.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов признает, что если «Камчатэнергоснаб» предложит топливо по более низкой цене, то это «будет способствовать развитию местного топливного рынка». Также эксперт отмечает значительные транспортные издержки при доставке топлива на Камчатку. «Маловероятно, что с помощью этих поставок стоимость топлива в Камчатском крае удастся снизить значительно»,— говорит Дмитрий Баранов. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг, напротив, считает, что мелкооптовые продажи независимым игрокам смогут снизить в среднем цену топлива в регионе, так как доля независимых АЗС на Камчатке существенна. «При этом госпоставщик нефтепродуктов сможет снизить цены реализации, лишь работая на нерыночных условиях.