Природный газ остается одним из самых перспективных "игроков" на рынке моторного топлива России: и с точки зрения доступности по цене (стоимость кубометра метана с начала года выросла всего на полпроцента), и меньшего вреда для окружающей среды в сравнении с бензином и ДТ.
За последние три года газомоторный парк страны увеличился с 93 до 227 тысяч автомобилей. Продажи ГМТ выросли почти в три раза: с 0,560 до 1,4 миллиарда кубов в год, а заправок стало более 640.
Эксперты отмечают, что сегмент природного газа на топливном рынке развивается быстрее других. ГМТ как топливо перспективнее бензина, дизеля и даже электричества: газ и более экологичный, и более доступный энергоноситель, выбросов загрязняющих веществ у машин на метане в 3 раза меньше, чем у "дизелей", и в 6 раз меньше, чем на бензине. У электромобилей же пока долгий и затратный цикл выпуска.
Как сообщает компания "Газпром газомоторное топливо", в 2021 году владельцы люксовых автомобилей стали переоборудовать их под метан. В пункты переоборудования обращаются владельцы автомобилей Mercedes-Benz, Lexus, Infiniti, Сadillac. В 2021 году такие машины составили около трех процентов от общего количества газовых автомобилей по стране, а ведь еще недавно статистика по переоборудованным на ГМТ машинам практически не пополнялась премиальными моделями, пишет РГ.
"Мы находимся в идеальной точке роста, поскольку общая задача всех стран и экономик в рамках глобального энергоперехода - перевод автотранспорта на альтернативные источники энергии, такие как природный газ, электричество и в будущем водород. ГМТ соответствует климатической повестке как в нашей стране, так и во всем мире. Россия располагает большими запасами газа и поддерживает глобальный курс на зеленую экономику и мировые стандарты устойчивого развития ESG", - говорит Фарес Кильзие, председатель совета директоров Creon Group.
Он также отметил, что на фоне беспрецедентно жесткого санкционного режима со стороны Запада развитие российского рынка ГМТ ускорится кратно. Главная задача на ближайшие годы - ускорить строительство газозаправочной инфраструктуры, охватить сетью заправок все регионы страны, направить большее количество газа для реализации на территории России и в дружественных странах-партнерах.
"Да, у российских концернов сейчас будут возникать сложности и перебои с поставками иностранных комплектующих и технологий. Но эти трудности - временные: одни поставщики уходят, на их место придут другие, из азиатского региона. Кроме того, в России уже производятся многие комплектующие для ГБО. Поэтому успешный переход на ГМТ - это вопрос времени, терпения и мобилизации всех доступных нам ресурсов", - добавляет Фарес Кильзие.
На установку ГБО и производство газомоторной техники в заводском исполнении государство до 2024 года выделяет свыше 15 миллиардов рублей. Пока доля транспорта на ГМТ в России не превышает 2 процентов. Но Минэнерго России прогнозирует, что после 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 миллиарда кубов, количество стационарных газозаправочных объектов - до 1273 единиц, а парк техники на природном газе вырастет на 40 тысяч машин.
"Инфраструктура для транспорта на компримированном природном газе устойчиво развивается. Мы видим спрос со стороны потребителей при обновлении парков, особенно если в их регионе уже есть инфраструктура или планы по ее созданию. На сжиженный природный газ активно переходит общественный транспорт. Здесь процесс идет опережающими темпами. Это связано с большим размером субсидий на единицу СПГ техники по сравнению с КПГ", - говорит Дмитрий Кузьмищев, замгендиректора "Волгабас Групп".
Никакого "торможения" на рынке нет, считает он. Если брать за индикатор объем мер господдержки через субсидирование производителей ГМТ-техники, то в 2021 году средств было недостаточно, даже с учетом дополнительного финансирования в конце года. Эти потери должны быть компенсированы производителям в 2022 году. В планах до 2024 года - снижение субсидии на СПГ технику до уровня КПГ. Эти два вида топлива будут конкурировать на равных, что позволяет планировать обновление парка эксплуатантам и производителям техники, добавил топ-менеджер "Волгабас Групп".
Был еще один нюанс на рынке ГМТ. Из-за пандемиии и сертификации по стандартам ГОСТ в 2021 году установка газобаллонного оборудования замедлилась. Вступило в силу положение ГОСТ 33670-2015, согласно которому каждый переоборудованный на газ автомобиль должен был пройти лабораторные испытания. Игроки рынка к введению правил подготовиться не успели, что и затормозило развитие сектора на несколько месяцев.
"Эти "сложности на старте" сейчас почти преодолены, и если говорить о государственном регулировании рынка, то самым горячим вопросом сегодня является переоборудование транспорта под метан и его регистрация. К сожалению, пока позиция ГИБДД в этом направлении движется в сторону ужесточения", - сетует Фарес Кильзие. Если эти нюансы урегулировать, то спрос на переоборудование техники может вырасти до 30-35 тысяч единиц в год.
По данным компании "Газпром газомоторное топливо", больше всего автомобилей переводят на газ на юге страны. Лидер по переводу на метан в прошлом году - Ростовская область. Здесь переоборудовано 2430 автомобилей, это 14 процентов от общего количества в стране. Ростовская область в ближайшие три года планирует перевести на метан около 10 тысяч машин. Следом идут Пермский край - 9,5 процента от общего количества машин по стране, Краснодарский край - 8,5. В пятерку лидеров также вошел Санкт-Петербург - 7 процентов и Республика Башкортостан - 5,4 процента.