Сжигание изношенных автопокрышек целиком во вращающихся печах - это, по мнению специалистов, наиболее простой и экономичный способ их утилизации. Причем Россия - отнюдь не первая в списке стран, которым пришла в голову подобная мысль. Этот способ утилизации имеет в мировой практике свои аналоги. В частности, в Германии, Японии, Франции и Венгрии уже довольно давно вполне успешно используются установки по сжиганию изношенных автопокрышек в печах при сухом способе производства цемента.

Установка «Пеликан» (иначе говоря, способ и устройство для сжиная изношенных автопокрышек и других горючих отходов во вращающихся печах) появилась на свет благодаря специалистам харьковского СПКБ «Цемент» и АО «Кавказцемент» из российского города Черкесск, которые, собственно, и разработали, и внедрили эту новацию. В мировой практике для печей мокрого способа производства цемента «Пеликан» аналогов не имеет, а между тем достоинств у него предостаточно. Эта установка дает реальную возможность снизить расход технологического топлива на обжиг клинкера на 25%, повысить стойкость футеровки в зоне спекания до 20% и интенсификацию процесса разложения триоксида кальция за счет сжигания автопокрышек в зоне кальцинирования, снизить содержание пыли и вредных веществ в отходящих газах, создать условия для увеличения производительности печи до 10%. Кроме того, «Пеликан» можно использовать как при мокром, так и при сухом способе производства цемента. И, наконец, благодаря этой установке становится реальной возможность использования корда автопокрышек в качестве железосодержащей добавки.

Работает установка следующим образом: с расходного склада автопокрышки поступают на участок навески и конвейером доставляются к печам, где поочередно сбрасываются в устройство по их сжиганию в печи (отсюда, собственно говоря, и название установки — пеликан, как известно, птица запасливая). Каждая покрышка, попадая на наклонный лоток шлюзовой камеры и пройдя поочередно открывающиеся створки, устанавливается на наклонном лотке. В таком положении автопокрышка остается до подхода проема патрубка печи. Как только ширина проема между верхней кромкой движущегося патрубка и неподвижным лотком превышает ширину автопокрышки, последняя соскальзывает внутрь печи, под слой обжигаемого материала, где и сгорает.

Для того чтобы увеличить эффективность и снизить затраты на перевозку автопокрышек (особенно, если везти их нужно на большие и очень большие расстояния) к месту утилизации, разработаны способ и устройство пакетирования автопокрышек, позволяющие уменьшить затраты в 2-3 раза. После того, как пакеты спрессованных изношенных автопокрышек поступают на расходный склад, они по мере необходимости распрессовываются при помощи гидропрессов и сбрасываются навалом в бункер устройства механизированной навески автопокрышек на конвейер или навешиваются вручную.

Вот такую установку для сжигания шин предполагает срочно внедрить на предприятии «Мальцовский Портландцемент» (Брянская обл.) генеральный директор Виктор Степанович Платонов. Но среди экологов области нет единодушия в том, что «Пеликан» не внесет свою лепту в загрязнение окружающей среды, ведь до последнего времени предприятие работало на газе, поскольку именно он являлся лучшим топливом для промышленного предприятия с точки зрения удобств пользования и экологических требований. Однако у газа есть свои экономические минусы. Во-первых, с 1 апреля 2002 года цена на «голубое топливо» возрастает на 45%, а во-вторых, уже в 2001 году главный и единственный поставщик газа РАО «Газпром» довольно жестко урезал объемы, предназначенные «Мальцовскому Портландцементу», - с запрошенных 560 млн до «со скрипом» выделенных 349 млн м³ в год. Предприятие оказалось перед довольно недвусмысленным выбором: или изменять технологический режим (а это заведомое увеличение количества вредных выбросов в атмосферу), или искать запасные варианты.

Вариантов, как показывает практика, опять же несколько. С одной стороны, можно было бы поступить так, как сделал «Штернцемент» в Костромской области: в качестве пока вспомогательного, а затем, скорее всего, основного топлива (к альтернативной замене газа российской промышленности так или иначе приходить придется: на Западе, например, уже почти не осталось предприятий, работающих на чистом газе) был избран торф, благо запасы в области позволяют - торфа у костромичей больше миллиарда кубов. В Брянской области залежи, конечно, поменьше - миллионов шестьсот, - но тоже хватило бы надолго, если бы не одно «но»: брянский торф радиоактивен, а значит, использовать его как промышленное топливо нельзя.

Таким образом, самым относительно легко реализуемым способом оказались изношенные автошины. Вернее, энергия, которая будет высвобождена в момент сжигания этого ставшего ненужным продукта цивилизации. Что касается, экономической пользы от такого перехода на твердое топливо, то она, по словам гендиректора «Мальцовского Портландцемента», весьма значительна - только на первых порах будет сэкономлено до 100 млн кубов газа в год. Кроме того, в пользу внедрения «Пеликана» у Виктора Платонова есть и свое обоснование. Лично он означенную технологию знает, что называется, до последней точки, и для него процесс сжигания покрышек - не новшество, а всего лишь повторение пройденного.

Другое дело, что в силу финансовых обстоятельств, уже довольно давно на «Портландцементе» состояние самых необходимых пылеулавливающих устройств настолько оставляет желать лучшего, что их легче было бы просто снять. Оптимальная реставрация многострадальных устройств требует «скромной» суммы в миллион долларов, что на данный момент равно двухмесячной заработной плате всего коллектива завода, при том, что рентабельность предприятия составляет сейчас семь процентов. По признанию технического директора завода Николая Простякова, самый новый электрофильтр, от которого зависит защита воздуха от пылевых и прочих выбросов при работе цементной печи, был установлен пятнадцать лет назад и давно уже требует если не замены, то капитального ремонта как минимум. Первое обойдется заводу в 30 миллионов рублей за один фильтр, второе – вдвое меньше. Самое интересное, что, по утверждению специалистов, самые глобальные выбросы в атмосферу дает вовсе не работа печи, а ее запуск, который длится двенадцать часов.

Первые шины (если, конечно, экологическая экспертиза даст «добро» на внедрение установки) Виктор Платонов намерен жечь в печи №7, которая отличается от всех прочих своими «минусовыми» показателями. При этом уже рассчитано, что для нормальной работы агрегата потребуется никак не меньше 20 тысяч тонн шин в год. При условии, что в планах «Портландцемента» - запустить на одних шинах сразу пять печей, в год заводу понадобится сто и более тысяч тонн «горючего». В России такого количества нет - по словам Платонова, он это проверил и перепроверил. Зато на Западе шинных запасов, что называется, море разливанное, поскольку их уже чуть ли ни четверть века не уничтожают, а банально закапывают в специально отведенных местах. Однако же и на Западе заботятся об экологической чистоте. Именно поэтому в Европе уже появился и вовсю действует запрет на новые захоронения шин. Означает это только одно: все западные шины должны перекочевать куда-то, где их можно уничтожить. Палить шины у себя дома европейцы не могут.

Страны Запада давно отказались от мокрого способа производства цемента, который требует меньших энергозатрат, но более сложен в воспроизведении. Там популярен сухой способ, при котором технология попроще, но зато стоимость энергозатрат на производство тонны продукции в несколько раз превышает стоимость требующегося на это количества топлива. Объсняется столь странный перекос просто - до последнего времени электроэнергия ценилась весьма дешево, так что особой проблемы в неравном соотношении просто никто не замечал. Сейчас же, когда проблемы с электроэнергией в России и на Западе стали практически идентичны, «наши» оказались в более выгодном положении. Строить более современные предприятия, основанные на сухом способе производства цемента , наши промышленники позволить себе не могут - тратить 150 миллионов долларов на один завод не всякому по карману, зато модернизировать родной мокрый способ — вполне по силам.

Что касается экологических выгод, то они в «мокрой» технологии налицо. Прежде всего, это так называемый замкнутый помол, при котором (если, конечно, исправно работают электрофильтры и рукавные фильтры, которые хотя и меньше габаритами, но обладают высокой пылеулавливаемостью — до 99,9%) выбросы, как таковые, практически полностью отсутствуют. Что касается «Мальцовского Портландцемента», то на нем сейчас и те, и другие фильтры в таком состоянии, что выбросы составляют до 16 тысяч тонн в год, а это явное превышение ПДК, как минимум, по пыли, не говоря уже о других составляющих.

Сейчас на вооружении у Виктора Платонова и его единомышленников есть только многочисленные положительные публикации в специализированных (в т.ч. и зарубежных) журналах, а также столь же положительные заключения экологов относительно аналогичной установки на заводе в Карачаево-Черкесске. Каких результатов достигнет общественная экологическая экспертиза, созванная в Брянской области, - покажет время. Но готовность к диалогу у обеих сторон есть.