автопром

В 2017 году в рамках процедур госзакупок автомобилей и спецтехники в РФ по 44-ФЗ и 223-ФЗ было потрачено более 44,5 млрд руб. В лидерах, как и в прошлом году, оказались российские бренды — КамАЗ, УАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ, что объясняется требованиями по локализации автомобилей в РФ. Судя по статистике, госсектор является существенным, но не ключевым покупателем и российских машин, и производимых в РФ моделей иностранных автоконцернов. Среди последних у госструктур наиболее популярны Ford, Toyota и Mercedes-Benz.

Ъ” ознакомился со статистикой госзакупок автомобилей и спецтехники за 2017 год, собранной компанией «РТС-тендер» по данным открытых процедур на электронных торговых площадках (ЭТП). Речь идет о закупках по 44-ФЗ (в интересах федеральных ведомств, регионов и муниципалитетов) и 223-ФЗ (компании с госучастием, унитарные предприятия и частные структуры, например выполняющие госконтракты или занимающиеся регулируемой деятельностью).

По сводным данным, в рамках 223-ФЗ было куплено 8223 единицы техники на 17,6 млрд руб., по 44-ФЗ — 23 489 транспортных средства на 26,97 млрд руб. В лидерах закупок ведомств оказались УАЗ (входит в Sollers Вадима Швецова) — 4320 автомобилей на 4,45 млрд руб., группа ГАЗ Олега Дерипаски — почти 2 тыс. машин на 4,32 млрд руб. (с учетом «Уралов») и АвтоВАЗ (подконтролен СП Renault-Nissan и «Ростеха») — 6396 машин на 3,24 млрд руб. Наибольшую выручку от закупок по 223-ФЗ, по расчетам «РТС-тендера», получил КамАЗ — 2,72 млрд руб.,— продавший 505 грузовиков, группа ГАЗ выручила с учетом «Уралов» 2,27 млрд руб. за 1,1 тыс. машин, на третьем месте — УАЗ (1110 машин за 912,4 млн руб.). При этом в обоих рейтингах значительная часть закупок проведена без указания марки машин, отметили в «РТС-тендере»: по 44-ФЗ на такие контракты пришлось около 15,8% всех ведомственных затрат на транспортные средства — 4,25 млрд руб., а по 223-ФЗ — более 42%, или 7,4 млрд руб.

Год назад уже сообщал об итогах госзакупок продукции автопрома по 44-ФЗ. Тогда, по открытым данным, большую часть автомобилей приобретали силовые ведомства, в лидерах по популярности были российские модели Lada Granta, Chevrolet Niva, УАЗ «Патриот», а также Volkswagen Polo. Общая сумма ведомственных закупок на ЭТП составляла около 4,5 млрд руб. 

Доминирование российских автоконцернов в закупках по 44-ФЗ сохранилось и в 2017 году. «Наибольшая конкуренция развернулась среди отечественных марок,— отметил гендиректор "РТС-тендера" Владимир Лишенков.— Модели Lada лидируют по количеству приобретаемых машин с долей 27% и средней ценой около 0,5 млн руб., тогда как средняя цена автомобилей УАЗ (лидер сегмента) — порядка 1 млн руб.». По словам господина Лишенкова, ситуация с 223-ФЗ отличается тем, что марка машин часто не определена, в предмете закупок «используются собирательные наименования: бронеавтомобили, автотранспорт, спецтехника, автопоезда и другие». Но он отмечает, что и в корпоративных закупках «наблюдается лояльность заказчиков к российским производителям».

Из иностранных автоконцернов (в том числе с локализацией производства в РФ) наибольшую выручку по 44-ФЗ получили Ford (1114 машин почти на 2 млрд руб.), Toyota (586 автомобилей за 910,1 млн руб.) и Skoda (688 машин на 762,3 млн руб.). По 223-ФЗ больше потрачено на модели Toyota (294 автомобиля за 606,7 млн руб.), Mercedes-Benz (123 машины за 495,8 млн руб.) и Hyundai (135 машин за 445,7 млн руб.). В FordSollers (СП Sollers и Ford) уточнили, что локальное производство семи моделей позволяет бренду участвовать в тендерах на госзакупки. В 2017 году основная часть пришлась на коммерческие автомобили, в частности, на Ford Transit. В целом на «предприятия госсектора пришлось свыше 18% корпоративных продаж модели», говорят в СП, самые крупные заказчики — «Почта России» (675 фургонов) и Минпромторг (295 школьных автобусов). В Renault (129 машин за 103,2 млн руб. по 224-ФЗ и 848 штук за 621,6 млн руб. по 44-ФЗ) говорят, что уровень локализации моделей в 2017 году составил около 66%, и признают интерес к тендерам госкомпаний.

В КамАЗе пояснили, что «прямые закупки из госбюджета, то есть госзаказ» дают не больше 3–4% от годового объема, остальные продажи идут по конкурентным процедурам, в том числе объявленным госкомпаниями. Доля крупных корпоративных клиентов КамАЗа, по оценке концерна, составляет 20–40% от продаж (в кризис на крупные компании приходится больше). В компании добавили, что в ряде тендеров участвуют дилеры КамАЗа или «партнеры—производители спецтехники» и о таких продажах в концерне «зачастую даже не знают».