Автопроизводители уже в конце ноября могут получить от государства компенсации по скидкам в рамках госпрограммы утилизации, которая в сентябре--октябре затормозила спад автопродаж. Как пояснил "Ъ" глава Минпромторга Денис Мантуров, для ускорения выплат 10 млрд руб. будут выделены из антикризисного фонда бюджета. Автозаводы до сих пор давали утилизационные скидки из собственных средств и без гарантии скорого возмещения. Как говорят эксперты, в ситуации, когда получить кредиты заводам все труднее, а ставки по ним растут, компании рисковали столкнуться с проблемами с ликвидностью.
Уже в конце ноября государство выделит автозаводам компенсации по скидкам, выдаваемым по госпрограмме утилизации автомобилей, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. "Мы нашли решение в правительстве о предоставлении компенсации не в конце года через корректировку бюджета, а через антикризисный фонд по 23-й статье ФЗ "О бюджете на 2014-2016 годы" уже в конце ноября",— пояснил он.
Антикризисный резерв формируется за счет перераспределения ресурсов внутри бюджета, его средства выделяются решением правительства. На 2014 год объем фонда — более 200 млрд руб. "Мы можем в ближайшее время использовать антикризисный фонд, а потом в конце года возместить деньги из него обратно через средства корректировки бюджета, которые получит наше ведомство",— добавил господин Мантуров. По его словам, таким образом предприятия "смогут меньше расходовать на выплату процентов по кредитам". По словам источника, знакомого с ситуацией, деньги было решено выделить через фонд, поскольку там "они уже фиксированно присутствуют", а в рамках перераспределения "обосновать сумму было бы сложнее".
В Минпромторге пояснили, что компенсация будет предоставлена через субсидии. Сначала выйдет распоряжение правительства о выделении из антикризисного фонда 10 млрд руб., затем Минпромторг выпустит свое постановление о распределении денег между производителями в зависимости от их объема продаж в рамках госпрограммы. Один из источников говорит, что распоряжение уже направлено в правительство и "будет подписано в ближайшее время".
Госпрограмма обновления автопарка была запущена в сентябре для поддержки российского авторынка, падающего около полутора лет. В ней принимают участие 17 автопроизводителей, в рамках программы до конца года планируется продать 170 тыс. автомобилей. Источники рассказывали, что из этой суммы на каждого из четырех крупных российских игроков (АвтоВАЗ, "Соллерс", группа ГАЗ, КамАЗ) приходилось примерно по 2 млрд руб. По условиям программы скидку можно получить, сдав автомобиль в утилизацию или купив новый по схеме trade-in. Размер скидки зависит от типа машины: для легкового автомобиля — 40-50 тыс. руб., для тяжелых грузовиков и автобусов — 300-350 тыс. руб.
Программа стимулировала рынок: если в августе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 25,8%, до 172 тыс. машин, то в октябре продажи снизились лишь на 9,9%, до 211,4 тыс. машин.
Источники среди автопроизводителей рассказывали, что участники рынка "во многом начали программу на свой страх и риск", предоставляя скидку за счет собственных средств. "Конкретной схемы компенсации изначально не было, хотя было ясно, что деньги так или иначе вернут, и многие игроки опасались, что их выделение затянется из-за сложной макроэкономической ситуации и жесткого подхода к дополнительным расходам бюджета",— говорит один из собеседников.
Для автозаводов это обернулось бы необходимостью привлечения дополнительных кредитов, которые дорожают, в том числе на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ. По оценкам замдиректора группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергея Вороненко, кредитные ставки банков для юрлиц в среднем повысились на 2-2,5 процентного пункта еще после первого повышения ставки ЦБ в марте, и он не исключает их дальнейшей коррекции. Требования к заемщикам тоже стали жестче: так, вчера группа ГАЗ сообщила, что передала Сбербанку в залог объекты недвижимости по возобновляемой кредитной линии на 3 млрд руб. до мая 2016 года с процентной ставкой не более 15% годовых.
В итоге к концу октября ряд автопроизводителей, включая АвтоВАЗ, на который приходится более 40% утилизационных продаж, приостановили участие в программе. Источники говорили, что это произошло из-за опасений, что "весь объем выделенных средств уже выбран". Но через неделю АвтоВАЗ возобновил участие, до декабря продлили его Nissan и Ford. Но после продления АвтоВАЗ был вынужден разделить с дилерами расходы на реализацию программы: они возмещали 20% от скидки.
Денис Мантуров пояснил, что решения о продлении программы утилизации были приняты предприятиями не потому, что государство дало им дополнительные гарантии возмещения средств, а поскольку Минпромторгу удалось "убедить их" ориентироваться не на заявки, а на фактические продажи. По данным Минпромторга, сейчас в рамках программы продано порядка 115 тыс. машин.
При этом господин Мантуров отметил, что "есть возможность принятия решения по продлению программы обновления автопарка" в 2015 году. Сейчас министерство проводит на этот счет консультации с автозаводами. "Понимание по вопросу продления будет в конце ноября, к этому времени мы будем окончательно знать, насколько динамично она развивается",— заключил министр. Источники отмечают, что "принятие окончательного решения о возмещении скидок служит важной гарантией дальнейшего участия в программе и вероятность ее продления на следующий год будет выше".
По подсчетам управляющего партнера EU Russia Partners Ивана Бончева, исходя из объемов продаж в рамках программы на 2 ноября, 2 млрд руб. исчерпаны только у АвтоВАЗа (продано 40 тыс. машин). КамАЗ может рассчитывать пока на компенсацию в 1,5 млрд руб. (продано 4,2 тыс. машин). Продажи "Соллерса" составили 14,8 тыс. машин, его компенсация может составить 743 млн руб., группа ГАЗ (5,8 тыс. машин) претендует на 694,2 млн руб. Volkswagen, следующий за АвтоВАЗом по объему продаж (8,7 тыс. машин), должен получить порядка 433,4 млн руб., а Kia Motors Rus (8,3 тыс. машин) — 416,6 млн руб. В целом, по расчетам господина Бончева, авторынок выбрал в рамках программы порядка 6,5 млрд руб. Эксперт полагает, что невыплаты компенсаций по итогам года могли бы стать критичными: у компаний могут возникнуть проблемы с ликвидностью.