Цены на бензин на топливной бирже продолжают стремительный рост. С понедельника прошлой недели цены на бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли на 1,74%, до 39,4 тыс. рублей за 1 т, бензин марки «Премиум-95» подорожал на 1,9%, до 41 405 рублей за 1 т. Таким образом, оптовые цены на автомобильное топливо на биржевом рынке продолжают ползти вверх, несмотря на предупреждения Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

По мнению экспертов независимого агентства «Аналитика товарных рынков», рост цен вызван назревающим товарным дефицитом, на фоне чего потребители активно закупали товар с поставкой в августе. Ранее стало известно, что Минэнерго потребовало от нефтяных компаний сформировать запасы бензина на уровне 1,75 млн т к 1 сентября, что на 0,25 млн т больше, чем в тот же период прошлого года. Гарантировать такие запасы сложно, особенно в условиях снижения производства товарных бензинов внутри страны из-за плановых ремонтов НПЗ и недавних аварий на ряде нефтеперерабатывающих производств. 

По данным источников «Известий», близких к участникам штаба Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов в РФ, со стороны чиновников во время его проведения прозвучал прогноз, что невыполнение производственного плана по высокооктановым бензинам может составить 1 млн т по итогам текущего года. При этом экспорт бензинов в отличие от уровня прошлого года в июле находится в минимальных пределах: за пределы РФ вывозится большей частью низкооктановый бензин.

Представитель Минэнерго подтвердил информацию, что эти цифры звучали на заседании штабе. Причины такого снижения производства бензина — авария на ТАИФ и Ачинске, а также запоздалый запуск НПЗ «Роснефти» после ремонта. По словам чиновников, контроль топливных цен и санкции к компаниям — прерогатива ФАС, которая сейчас готовит свою позицию по этому вопросу. 

— Задача Минэнерго — поддерживать запасы топлива в стране и препятствовать созданию его дефицита, — отметил он.

Товарные остатки автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний, по данным ЦДУ ТЭКа, на 21 июля составили 1,383 млн т, за неделю упав на 1,2%.

Биржевой спрос на топливо стимулировался новостями о скорых ремонтах белорусских НПЗ. С этих заводов совершаются значимые по объемам поставки бензина на рынок центральных регионов европейской части РФ. В августе стартует ремонт Мозырского НПЗ, в начале сентября — завода «Нафтан». 

— Минэнерго РФ просило белорусскую сторону перенести плановые ремонты заводов на более поздний срок, разведя в датах с ремонтами на Московском НПЗ и Нижегородском НПЗ, но получило отказ, — сообщили белорусские трейдеры. 

Бензин, реализуемый оптовыми партиями напрямую с заводов, также дорожал на прошедшей неделе: так, на Московском НПЗ «Газпром нефти» рост составил 600 рублей за 1 т: Аи-92 стал стоить до 38,9 тыс. рублей за 1 т, а «Премиум-95» — 40,8 тыс. рублей. На Рязанской НПК цены выросли на 800 и 750 рублей за 1 т Аи-92 и Аи-95 соответственно. При этом бензин пока стоит дешевле московского: Аи-92 — 38,55 тыс. рублей 1 т, Аи-95 — 40,45 тыс. рублей. Бензин заводов «Башнефти» уфимской группы также подорожал на 800 рублей — «Премиум-95» в пятницу стоил 39 тыс. рублей за 1 т. Такие данные приводит агентство «Аналитика товарных рынков».

После того как крупные нефтяные компании одна за другой подняли цены на своих московских заправках на 50 копеек за 1 л, розница снизила темпы роста цен на бензин, опасаясь санкций антимонопольных органов. В пятницу, 25 июля, сбытовое предприятие «Лукойла» «Центрнефтепродукт» повысило розничные цены на бензины в Москве на 20 копеек за 1 л, таким образом, цена бензина «Премиум-95» превысила психологический барьер в 35 рублей, достигнув 35,22 рубля за 1 л.

Представитель ФАС Анна Орлова сообщила, что служба получила обоснования роста цен на бензин от нефтяных компаний и сейчас анализирует их. По итогам этой работы будет принято решение о целесообразности наказания крупных компаний за рост цен на топливо, который уже превысил годовые ожидания.