За прошлую неделю бензин Аи-92 на российском спотовом рынке подорожал на 2,9% до 26 933 руб./т, гласит статистика ИАЦ «Кортес». В некоторых регионах рост был куда стремительнее: в Центральном округе удорожание составило 11% до 29 217 руб./т. Это рекорд посткризисного периода, говорит замдиректора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков. Предыдущий рекорд был поставлен в 2008 г. Тогда максимальный недельный рост цен на Аи-92 в целом по России составлял 4,3%, гласит статистика агентства.

Представитель «Газпром нефти» не видит ничего необычного в случившемся. На рынке наблюдается значительный сезонный рост спроса на топливо, несомненным индикатором чего являются биржевые торги. Рост спроса приводит к коррекции цен в оптовом сегменте, говорит он. Аи-95 в России подорожал на 1,4%, в Центральном округе — на 5,5%.

Наибольший рост спотовых цен отмечен в Центральном округе. Также бензин дорожал в Северо-Западном и Приволжском округах, в остальных остался фактически на прежнем уровне.

Не все нефтяные компании пересмотрели свои оптовые цены в соответствии со спотовыми. «Роснефть» цены не поднимала, говорит ее представитель. В дальнейшем все будет зависеть от рынка, уточняет он. А вот «Башнефть» оптовые цены формирует в соответствии с биржевым маркером, признался представитель компании: это цена спроса. Представители «Газпром нефти», «Лукойла» и ТНК-ВР не стали отвечать на вопрос о том, как их компании формируют оптовые цены.

На розничном рынке пока затишье. На заправках Аи-92 на прошлой неделе подорожал всего на 0,4% до 23,6 руб./л. В Центральном округе цены прибавили чуть больше, в среднем 20 коп., гласят данные «Кортеса». Но это ненадолго, считает Строков. Розничные цены непременно пойдут вверх вслед за мелкооптовыми, они уже начали расти вслед за спотовыми. Рост последних продолжится, считает он.

Все дело в дефиците, сложившемся на российском рынке, говорит эксперт. Такого не было уже 15 лет, соглашается президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Причина — в использовании властями административного ресурса для сдерживания роста цен, объясняет он: в феврале правительство потребовало от нефтяников снижения цен. Они подчинились, но существенно увеличили экспорт, чему способствовала и мировая конъюнктура, говорит эксперт. Ситуацию усугубляет и то, что с 2011 г. в России можно продавать бензины не ниже класса «Евро-3», но не все производители наладили выпуск такого топлива в тех объемах, которые поставляли на рынок раньше, добавляет Строков. Кроме того, сейчас отмечен сезонный рост спроса на внутреннем рынке, говорит он.

«Ситуация на рынке катастрофическая, — говорит Аркуша. — При таком росте оптовых цен, который мы наблюдаем, розничные должны были подскочить на несколько рублей за литр, но этого не происходит, так как нефтяные компании, в первую очередь с госучастием, держат розницу на нижней планке», — отмечает Аркуша.

ФАС ситуацию с ценами мониторит, говорит представитель службы, но пока претензий в связи с ростом цен на прошлой неделе нет, cообщают «Ведомости».