Мировая мода на биотопливо играет на руку производителям минеральных удобрений. Как пишет газета «Ведомости», их акции дорожают вслед за ростом цен на продукцию. Ведь в борьбе за урожай сельхозпроизводители, поставляющие сырье для «топлива будущего», наращивают потребление удобрений.

Цены на основные виды минеральных удобрений начали уверенно расти с конца 2006 года. За это время стоимость хлористого калия (fob Ванкувер) выросла со 170долларов за 1 т до 190 долларов за 1 тонну. Цены на аммиак (fob Южный), год назад не превышавшие 210 долларов за 1 тонну, в декабре доходили до 285 долларов (сейчас цена стабилизировалась на уровне порядка 230 за 1 тонну), карбамид с конца прошлого года подорожал с тех же значений до 265 за 1 тонну (в марте его стоимость достигала 330 за 1 тонну), отмечает аналитик «Центринвеста» Максим Иванов.

Вслед за ценами растут и акции крупнейших компаний отрасли. С начала года стоимость акций норвежской Yara Int. выросла почти на 27,7%, Israel Chemicals — на 28,8%, Agrium — на 27,8%, Kemira — на 75,7%, Mosaic Co — на 84,2%. Лидером роста в России стал «Уралкалий», акции которого в РТС с начала 2006 года подорожали на 85%. Бумаги его ближайшего конкурента — «Сильвинита» прибавили 10,7%. А вот капитализация российских производителей азотно-фосфорных удобрений падает. Акции «Акрона» в РТС подешевели с начала года на 21%, «Новомосковского азота» и «Невинномысского азота», входящих в «Еврохим», снизились на 7% и 5,1% соответственно. Причина этого — рост внутренних цен на сырье — природный газ, отмечает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Стискин.

Помимо увеличения цен на сырье еще одним катализатором роста цен на минудобрения аналитики называют мировую моду на биотопливо. Например, президент США Джордж Буш поставил цель в течение 10 лет сократить потребление нефти в США на 20%, чтобы снизить зависимость страны от ее поставщиков. Добиться этого предполагается благодаря использованию более экономичных автомобилей и увеличению потребления биотоплива. По прогнозу Энергетического информационного агентства США, к 2015 году на долю этанола будет приходиться около 11% автомобильного топлива по сравнению с нынешними 3,5%. В Евросоюзе доля биотоплива, как ожидается, вырастет с нынешних показателей — менее 2% до 5,75% к 2010 году. В Бразилии эта цифра уже в этом году составит около 25%. В денежном выражении объем мирового рынка биотоплива, по данным Credit Suisse, в 2006 году составил 20,5 млрд долларов, а к 2016 году эта цифра увеличится до 80,9 млрд долларов.

Увлечение биотопливом ведет к росту цен на минудобрения, так как сырьем для производства биотоплива являются сельскохозяйственные культуры: сахарный тростник, кукуруза, зерновые, масличные культуры, рапс и др. А в борьбе за урожай сельхозпроизводители наращивают потребление удобрений. По данным Potash Corp., сейчас для удовлетворения потребностей рынка «топлива будущего» используется около 1% посевных площадей, но к 2030 году эта доля может увеличиться до 2,5%, или 35 млн га земли. С тех пор как эта сельхозпродукция стала пользоваться повышенным спросом, мировые цены на нее неуклонно растут.

Производители минудобрений ждут, что мода на биотопливо сформирует устойчивый спрос и высокие цены на их продукцию. «Мы видим в биотопливном буме существенный потенциал для роста потребления калийных удобрений», — признает гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Он приводит прогноз отраслевых аналитиков, по которому к 2010 году производство биоэтанола удвоится, а биодизеля — увеличится в три раза. «Уралкалий» ждет, что в 2007–2015 гг. спрос на калийные удобрения будет расти в среднем на 4-5% в год. «Консервативный прогноз роста спроса на карбамид, сложные удобрения составляет 2-3% в год на ближайшие 5-10 лет, — отмечает вице-президент «Акрона» Александр Попов. — Но скорее всего рост потребления будет сопоставим с аналогичными показателями по калийным удобрениям».

Существует два вида растительного биотоплива: из масличных культур получают биодизель (метиловый эфир, добавка к дизельному топливу); из сахарного тростника, кукурузы (в меньшей степени из зерновых) — биоэтанол (жидкое спиртовое топливо, добавляемое к бензину).