В минувшую пятницу BP объявила о подписании финального соглашения о разработке проекта West Nile Delta (WND) в Египте с запасами в 140 млрд куб. м газа и 55 млн баррелей газового конденсата. Вместе с партнером компания планирует инвестировать в проект около $12 млрд. Имя партнера в пресс-релизе не указано.
Партнер BP – немецкая Dea. Вчера и она объявила о разработке проекта WND. На прошлой неделе Dea перешла под контроль инвестфонда LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров. Они заплатили за актив 5 млрд евро.
WND состоит из двух блоков: North Alexandria (BP принадлежит 60%, остальное – у Dea) и West Mediterranean Deepwater (BP – 80%, Dea – 20%). В обоих блоках BP является оператором.
BP объявила, что суммарно ей принадлежит 65% в проекте. Инвестиции между партнерами будут распределены пропорционально долям, добавил представитель BP. Получается, что британская компания инвестирует в проект около $8 млрд, Dea – около $4 млрд.
Добыча газа начнется в 2017 г., объявила BP. В перспективе партнеры намерены добывать 12,4 млрд куб. м газа в год (четверть нынешней добычи в Египте), а также как минимум удвоить его запасы. Весь газ будет поставляться на египетские электростанции, сообщила BP.
Это будет второй совместный проект BP и совладельцев «Альфа-групп». С 2003 по 2013 г. они вместе с «Реновой» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника владели ТНК-BP. Проект создавался, когда гендиректором BP был лорд Джон Браун. Руководителем ТНК-BP стал его заместитель Роберт Дадли. Но уже в 2005 г. последний признавался в интервью «Ведомостям», что между партнерами есть разногласия относительно стратегии компании. А в 2008 г. после ухода Брауна из BP конфликт перешел в открытую стадию. Российские совладельцы добились отставки Дадли. Они утверждали, что Дадли при управлении ТНК-BP действовал лишь в интересах британской компании. А в 2012 г. российские совладельцы ТНК-BP добились расторжения стратегического альянса между BP и «Роснефтью». В итоге дело кончилось тем, что российская госкомпания два года назад выкупила у перессорившихся партнеров все 100% ТНК-BP.
С 2010 г. Дадли возглавляет BP, а на прошлой неделе LetterOne назначила председателем совета директоров L1 Energy (управляет нефтегазовыми активами LetterOne) лорда Брауна.
Представитель BP отметил, что у компании нет никаких опасений относительно нового владельца Dea.
В 2010 г. Dea собиралась вложить $3,6 млрд в WND. BP тогда отмечала, что суммарные инвестиции партнеров составят около $9 млрд. В сообщении Dea говорилось, что WND вместе с британской площадкой Breagh являются ключевыми для дальнейшего роста добычи компании, вывести WND на уровень добычи в 10 млрд куб. м газа в год планировалось к 2015 г. Но BP и Dea никак не могли согласовать с египетскими властями место для строительства завода по очистке газа, поэтому проект не развивался. Британская Financial Times отмечает, что, после того как президентом Египта в прошлом году был избран Абдель Фатта аль-Сиси, Каир всеми силами пытается вернуть доверие западных инвесторов.
Конфликт у российских акционеров ТНК-BP был лично с Дадли, напоминает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Но с учетом того что L1 Energy возглавил Браун, то и основное взаимодействие по совместным проектам будет между Брауном и Дадли. Также у BP в этом проекте меньше рисков, так как у нее контроль в СП, добавляет Вахрамеев.
В Египте стремительно растет потребление газа, особенно со стороны электроэнергетики, констатирует аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Поэтому развитие новых газодобывающих проектов в стране имеет большие перспективы. Египет раньше был нетто-экспортером газа, но после «арабской весны» потерял этот статус и был вынужден закупать дорогой европейский газ. Поэтому стране очень важно вернуть позиции на рынке, добавляет он. Также на шельфе Египта много неразведанных районов и в перспективе газ оттуда может поставляться в Южную Европу, которая заинтересована в диверсификации поставок, говорит Нестеров. LetterOne, по его мнению, вложит в проект средства, полученные от продажи доли в ТНК-BP.