газпром

Хотя добыча газа «Газпрома» может стать рекордной за последнее десятилетие, это минимально сказывается на объеме экспорта и доходах российского бюджета. Как констатируют «Ведомости», при том, что компания могла в 2020 году заплатить 1,7 трлн руб. налогов, из-за применения устаревшей формулы расчета НДПИ бюджет получил лишь 795 млрд руб. Таким образом федеральная казна недополучила триллион рублей всего за один год.

Прогноз монополии по поставкам в дальнее зарубежье – 183 млрд куб м газа, что на 16,5% ниже даже показателя сложного 2020 года (219 млрд куб. м), при том, что тогда «Газпром» добывал на 11% меньше газа (454, 51 млрд куб м). Газовый монополист платит НДПИ по формуле, привязанной к цене нефтепродуктовой корзины (порядка 200 долл. при текущих ценах) и предполагающей определенное соотношение поставок на экспорт и на внутренний рынок (36% и 64% соответственно). Однако эта формула расчета НДПИ уже не актуальна. Ведь европейские потребители теперь стали отказываться от учета цены корзины нефтепродуктов, экспортные контракты «Газпрома» сейчас на 70% привязаны к котировкам на газовых биржах Евросоюза, а доля поставок на внутренний рынок за последние годы значительно сократилась. При этом существенно изменилось соотношение реализации газа на экспорт и на внутреннем рынке РФ. Как отмечает НГ, в отчете руководства «Газпрома» за 2020 год реализация указана в объеме 475,3 млрд кубов, из них 225,1 - реализация в РФ. После коррекции с учетом объема закупок газа в странах Центральной Азии, получается, что реальная доля реализации газа в РФ от общей добычи компании составляет 44%.

В результате, при пересчете на текущие биржевые котировки потенциальная сумма налога составляет 1,7 трлн руб. против 795 млрд руб., уплаченных по итогам 2020 года. Таким образом, потери российского бюджета из-за применения устаревшей формулы расчета НДПИ могли составить триллион рублей только в 2020 году.

Отметим, что «Роснефть» предлагает учесть произошедшие на рынке изменения и скорректировать формулу, привязав уплату НДПИ для природного газа, направляемого на экспорт, к биржевым ценам на него, а также пересмотреть доли поставок на внутренний и внешний рынки, заложенные в расчет. Глава «Роснефти» Игорь Сечин писал президенту РФ Владимиру Путину, что удержать лидерство РФ на европейском газовом рынке и максимизировать доходы бюджета от поставок газа поможет либерализация экспорта.

В частности, «Роснефть» просит разрешить ей поставлять в Европу 10 млрд куб. м газа, в обмен компания готова платить повышенный НДПИ. При нынешних ценах на газ в ЕС ставка налога может составить около 5000 руб. на 1000 куб. м – более чем в 3,5 раза больше, чем платит «Газпром», сказано в письме Сечина. Бюджет при этом сможет получать до 37 млрд руб. дополнительных доходов в год. Если же экспортные поставки вырастут, компания планирует обеспечить бюджету до 150 млрд руб. доходов дополнительно. В целом реализация этой инициативы может ежегодно приносить бюджету до 1,3 трлн руб. дополнительных доходов. Пока монопольное право «Газпрома» поставлять газ за рубеж по трубе закреплено законом, однако «Роснефть» предлагает экспортировать газ по агентскому договору с «Газпромом», что не потребует изменений в законодательстве.

Причем, экспортный потенциал есть не только у «Роснефти», но и у «Новатэка», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза», которые в случае либерализации экспорта смогут поставлять в Европу 17–25 млрд куб. м трубопроводного газа в год, что принесет бюджету 150 млрд руб. доходов дополнительно.

Как полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, пока экспортное законодательство сдерживает развитие газовой отрасли России и противоречит основной цели государственной политики – максимизации налоговых поступлений в бюджет. «Роснефть» могла бы осуществлять поставки газа европейским компаниям, не имеющим контрактов с «Газпромом», – говорит эксперт. – У компании есть потенциальные покупатели, которые не являются клиентами «Газпрома» и в настоящий момент, в отсутствии альтернативных поставщиков из России, ориентируются на покупку американского СПГ. В результате речь будет идти об увеличении общих объемов экспорта российского газа. Прежде всего, бюджет РФ гарантированно получит значительные дополнительные доходы от такого увеличения. К тому же, компания предлагает платить НДПИ по повышенной ставке».

В январе 2021 года сообщалось, что в 2020 году доля «Газпрома» на рынке газа Европы составила около 33%, снизившись с 36% в 2019-м. Но реальная доля может быть еще меньше. «Примерно 16 млрд куб. м российского газа ежегодно поступает из Европы на Украину, и учитывать эти реверсные поставки как европейский экспорт не совсем верно, – обращает внимание главный стратег «Арикапитал» Сергей Суверов. – По данным «Газпрома», в 2020 году экспортные поставки в Европу составили 175 млрд. куб.м. Но получается, что реальный объем, поступивший в страны ЕС – 159 млрд. Весь европейский рынок – 530 млрд. куб.м. Соответственно, доля «Газпрома» на нем не 33%, а менее 30%». С учетом этого выход независимых производителей газа из РФ на европейский рынок приведет к росту доли российского газа в Европе и укреплению его позиций в конкурентной борьбе с поставщиками из других стран, в первую очередь с производителями СПГ из Северной Америки.

Аналитики отмечают, что мировой рынок газа за последние годы структурно изменился и уже мало чем отличается от рынков нефти и угля, однако в России это пока игнорируют, что бьет по позициям отечественных производителей. В США и Великобритании либерализация рынка началась с разделения вертикально-интегрированных компаний еще в 1980-е годы и полностью завершилась к концу 90-х – началу 2000-х. В США либерализация сформировала предпосылки для сланцевой революции, а Австралия, где экспорт газа либерализован, за 10 лет с нуля создала отрасль по производству СПГ мощностью 70 млн т в год. Норвегия (основной конкурент «Газпрома» в области поставок трубопроводного газа в Европу) с начала 2000-х также провела либерализацию рынка, что привело к росту добычи газа в стране за 10 лет на 80%, а доля страны на рынке ЕС выросла с 10% до более 20%. Аналогичные процессы эксперты отмечают и в странах импортерах газа. Например, Китай реформирует газовый рынок за счет обеспечения свободного доступа к инфраструктуре, постепенно снимая ограничения на импорт газа и развивая рыночное ценообразование. Похожие процессы идут и в других крупных странах – импортерах газа, таких как Индия, Япония, Южная Корея и Турция.