Компания Ineos, поставляющая в Азию с завода в Mobile около 12 000 тонн фенола в месяц, объявила форс–мажор. Компания не сообщила, когда завод возобновит работу, однако некоторые участники рынка предполагают, что простой может затянуться на целый год.
Среди азиатских покупателей, непосредственно пострадавших от инцидента на Ineos, компании Mitsubishi Chemical в Японии и Bayer в Таиланде. С завода в Mobile фирма Ineos поставляет около 90 000 тонн фенола год для Bayer и 30 000 тонн в год – для Mitsubishi. Кроме того, Ineos экспортирует около 3 000 тонн продукции в месяц в Китай и Южную Корею.
Азиатские покупатели и продавцы воздерживались от активных действий на рынке, предпочитая всесторонне изучить сложившуюся рыночную ситуацию, а лишь затем объявлять о своем видении цен.
Еще до аварии предложение на азиатских рынках было ограниченным, поскольку на сентябрь и октябрь было запланировано множество технологических остановок производств.
Компания Mitsui Chemicals, которая должна закрыть на плановый ремонт заводы по выпуску фенола, находящиеся в Сингапуре и Chiba (Япония), вряд ли отложит остановку производства, поскольку подготовка к ней уже началась. Фирма Kumho Petrochemical вновь запустила завод, закрывавшийся на техобслуживание, однако, как сообщается, экспортные возможности Kumho ограничены.
Один из крупнейших азиатских производителей предупредил, что цены по кассовым сделкам могут легко преодолеть рубеж 800–900 долларов за тонну, который в последний раз был зафиксирован в 1995 году.
«Возможно, что рынок кассовых сделок ждет новый уровень цен. Наступает тяжелое время как для продавцов, так и для покупателей, поскольку никто не знает, как быстро будут расти цены», – сообщает производитель.
На прошлой неделе цены на фенол на внутреннем рынке Китая поднялись на 700–800 юаней за тонну и достигли 7 000 юаней за тонну.
До аварии сделки в Северо–Восточной Азии заключались при цене в 560 долларов за тонну (CFR, Китай). В Юго–Восточной Азии небольшие партии по 800–1 000 тонн продавались по 670 долларов за тонну (CFR, Юго-Восточная Азия), тогда как цены при поставках более крупных партий составляли 685–700 долларов за тонну (CFR, Юго-Восточная Азия).
Участники рынка приготовились к периоду неопределенности. В то время как Ineos пытается максимально увеличить производство на своих предприятиях в Европе, некоторые рыночные игроки сомневаются, что дополнительные объемы окажутся устойчивыми. Рыночный источник указал, что большинство других производителей фенола в Европе и США уже эксплуатируют свои установки почти на полную мощность.