Российский фармацевтический рынок в ожидании серьезных перемен – с нового года резко подорожают медикаменты в связи с отменой налоговых льгот. Исключение составят препараты, вошедшие в «Перечень жизненно важных лекарственных средств».

На днях подкомитет Государственной думы по налоговому законодательству одобрил проект закона «О внесении дополнения в ст.150, ч.2 Налогового кодекса РФ», суть которого сводится к взиманию НДС с импортных препаратов, аналоги которых производятся на территории России. По прогнозам законодателей, реализация данного проекта с учетом грядущей отмены льгот на прибыль для российских производителей лекарственных средств способна существенно поддержать отечественную фармацевтическую промышленность.

Несмотря на то, что о «новых правилах игры» известно еще с августа прошлого года, времени на раздумье, как всегда, не хватило, и важнейшие для российского общества решения принимаются в условиях цейтнота.

«Год был дан на изучение. К сожалению, ни производители, ни Минздрав, ни Минэкономразвития этой проблемой не занимались, наступил октябрь, и сейчас все начинают волноваться, шуметь, кричать. Опять примем решение впопыхах», - признался депутат Госдумы, один из авторов законопроекта - Сергей Штогрин. И в этом с ним солидарны практически все участники рынка, не сомневающиеся в том, что результатом подобной «поддержки государства», в общем-то, не балующего фармпроизводителей своим вниманием, будет, мягко говоря, «не совсем то решение», а налоговое бремя ляжет на плечи рядовых граждан.

На рынке все равны, но некоторые равнее…

«Не думаю, что введение НДС - хорошая идея, - говорит менеджер дистрибьюторской компании «Дива Фармацевтика» Татьяна Ильина. – Стимулировать отечественное производство таким способом возможно только теоретически. Рынок должен формировать равные условия для всех». Так думают и сами производители. Руководитель отдела маркетинга фабрики «Акрихин» Александр Тюляев считает неоправданным введение НДС на отечественные препараты.

Возможности нового законодательства весьма скептически оценивает и Дмитрий Ефимов, руководитель службы стратегического планирования «Нижфарма», хотя надеется, что «ухудшения не произойдет». По его мнению, в данном случае речь скорее идет не столько о стимулировании, сколько о своего рода компенсации для российских производителей, поскольку в случае «одностороннего налогообложения» им, действительно, придется работать в невыгодных условиях.

«А условия и не должны быть равными, - настаивает депутат Сергей Штогрин. – Нельзя забывать о государственной безопасности. Импортер всегда может прекратить поставки. И что же тогда мы будем делать? Равные условия – это разорение российских предприятий».

Разумеется, нет ничего предосудительного в желании парламентариев развивать собственную промышленность, но вряд ли целесообразно объявлять для этого войну зарубежным поставщикам, - ведь целый ряд медикаментов, не вошедших в пресловутый список «жизненно важных», в России просто не производится, а 70% фармрынка сегодня заполняет импорт. Так стоит ли рубить сук, на котором сидим?

Проблема заключается не в наличии льгот как таковых, а в отсутствии контроля над их целевым распределением. Не секрет, что часто «лекарствами» называются трехлитровые банки настойки боярышника на спирту, которые никакими налогами и акцизами не облагаются, а какие недуги они лечат, можно легко догадаться. «Именно поэтому мы так щепетильно подходим к вопросу принятия законопроектов, касающихся каких-либо льгот. Хотя согласен, сложный это вопрос, а в отношении лекарств еще и болезненный, - пояснил Сергей Штогрин. – Мы не считаем доходы в бюджет, и вовсе не в доходах здесь дело, а в стратегической значимости проблемы для государства».

Государство – это кто?

Нет никакого сомнения в том, что после рождественских праздников цены в аптеках поднимутся в лучшем случае на 20-25%, хотя специалисты не исключают возможность их роста более чем в полтора раза, причем не только импортных препаратов. «Разница в стоимости российских и зарубежных медикаментов и сегодня весьма значительна.- подчеркнул Дмитрий Ефимов. - Не думаю, что с нового года она изменится кардинально. Цены будут подниматься пропорционально. В итоге конечный потребитель потеряет, но государство немножко приобретет».

Что касается объемов производства, прогнозируемая динамика не внушает оптимизма. «Российские производители пострадают точно так же, как и их зарубежные коллеги, произойдет затяжное сокращение оборотных средств, а это в свою очередь вызовет волну удорожания готовой продукции. Но не следует упускать из виду, что качество российских медикаментов в ряде случаев несопоставимо с европейскими аналогами», - говорит Олег Петухов, координатор отдела маркетинга компании «Меркле».

Уменьшение объемов возможно и за счет естественного снижения спроса, хотя не всегда такая возможность оценивается однозначно, поскольку предприятия все же будут располагать полем для маневров, тем более, что традиционно фармацевтическая промышленность гораздо менее эластична чем другие отрасли экономики. «После введения НДС российские производители смогут развивать несколько бизнес-стратегий: можно просто повысить цены на 20%, а можно использовать рычаги ценовой конкуренции, в частности, повысить цены лишь на 10%, когда, потеряв немного в прибыли, можно претендовать на место конкурента. Правда, этот прием эффективен на рынках, где существует только ценовая конкуренция, мы же стараемся конкурировать и за счет качества нашей продукции», - подчеркнул Дмитрий Ефимов.

Российские специалисты единодушно утверждают, говоря о качестве отечественных препаратов, что они вполне конкурентоспособны, и в этом смысле не совсем справедливо говорить о каких-то посягательствах на «свободу выбора», хотя недовольные, безусловно, будут».

Между тем защита малоимущих новым законодательством не предусмотрена, а обсуждение вопросов повышения минимальной зарплаты, пенсии и прочих выплат в Государственной думе только планируется. Заинтересованные стороны пытаются разрабатывать разнообразные социальные программы, начиная от финансирования льготных категорий граждан и выделения средств из бюджета, заканчивая федеральными и региональными программами по переводу медицинского страхования в медико-социальное. Но как эти программы финансируются, по мнению специалистов, «знают только в Минздраве».

Камень преткновения или источник дохода?

Проблемы с принятием нового законодательства порождены не только нерасторопностью российских парламентариев и особым «русским менталитетом», который выражается формулой «пока жареный петух не клюнет». Камнем преткновения на этот раз оказался список, точнее - «Перечень жизненно важных лекарственных средств».

«Список подготовлен, но он очень узкий, специалисты его критикуют. Поэтому вопрос с лекарствами окончательно не решен», - пояснил Сергей Штогрин. Между тем известно, что Минздравом этот список периодически пересматривается. Каковы критерии пересмотра? Территориальная специфика? Лоббирование интересов отдельных компаний? Борьба между фирмами–производителями точно развернется.

На чьих ошибках будем учиться?

Россия – далеко не первая страна, где лекарства облагаются налогом. НДС на медикаменты, правда, значительно более низкие, существуют и в ряде европейских государств: 6% - в Бельгии и Голландии, 3% - в Испании, 2% - во Франции. Однако жизненный уровень граждан этих стран на порядок выше. К тому же в этих государствах детально разработаны механизмы полной или частичной компенсации затрат на приобретение лекарств.

Более поучителен для нас пример Армении или Узбекистана хотя бы с точки зрения общей ментальности, обусловленной многолетней общностью истории. Последствия от введения НДС на медикаменты в январе прошлого года в Армении, к примеру, сказались незамедлительно: розничные цены выросли в среднем на 25%, число дистрибьюторов сократилось в два раза, объемы импорта упали более чем в три раза, резко сократились и поступления в бюджет. Зато медикаменты, а нередко их суррогаты, весьма активно приобретаются в соседней Грузии. Аналогичная ситуация сложилась и в Узбекистане, где ущерб настолько велик, что всерьез подумывают об отмене принятых несколько лет назад мер.

«Не надо сравнивать возможности Армении и России по производству лекарств, - говорит депутат Сергей Штогрин. – Тем более, что вопрос окончательно не решен. Сейчас в Комитете по налогам рассматривают вариант снижения ставки НДС вдвое, хотя в любом случае, с нашими поправками или без них, в течение месяца решение все равно будет принято».