Канцлер ФРГ А. Меркель и президент США Д. Байден провели переговоры в г. Вашингтон 15 июля 2021 г.

Ранее А. Меркель и Д. Байден встречались во время европейского турне президента США, в т.ч. в рамках саммита НАТО.

Однако после президентства Д. Трампа, проводившего политику давления на Германию в вопросах обороны, торговли и энергетики, Д. Байдену приходится прилагать существенные усилия для нормализации отношений с Германией - ключевым партнером США в Европе.

Одним из шагов для налаживания отношения с Германией со стороны США стал отказ от введения санкций против Nord Stream 2 AG, оператора проекта по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.

Но тема МГП Северный поток-2 - не единственная сложная тема в диалоге Германии и США, отмечает Neftegaz.RU.

Поэтому встречей на полях саммитов НАТО и США - ЕС накопившиеся противоречия между странами было не снять и потребовалась отдельная полноформатная встреча глав Германии и США.

Встреча дорогих друзей

Встреча Д. Байдена и А. Меркель прошла в очень теплой атмосфере.
Д. Байден назвал лидера ФРГ «дорогим другом», отметив, что под руководством А. Меркель дружба и сотрудничество между Германией и США становились все сильнее и сильнее.

Также Д. Байден выразил соболезнования в связи с наводнением в Германии, унесшим множество жизней.

А. Меркель поблагодарила за выраженное Д. Байденом сочувствие, а также в целом за теплый прием и состоявшийся очень дружеский обмен мнениями.
Визит А. Меркель примечателен тем, что это последний ее приезд в США в статусе канцлера.

В конце сентября 2021 г. в Германии пройдут парламентские выборы, по итогам которых в стране появится новый канцлер.

В ходе переговоров А. Меркель и Д. Байден обсудили широкий круг вопросов - противодействие терроризму и киберугрозам, глобальная стабильность, сотрудничество в противодействии пандемии COVID-19, защита климата и пр.

В частности, речь шла об отношениях с Китаем, который США и Германия рассматривают как страну, где права человека не гарантируются, с чем Запад не намерен мириться.

Одновременно обсуждались многие аспекты сотрудничества, а также конкуренции с Китаем в экономической сфере, вопросах безопасности и защиты климата.

По Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе США и Германия договорились приложить усилия для успешного его восстановления, однако мяч сейчас на иранской стороне.

А по итогам переговоров главы 2 стран дали совместную пресс-конференцию.

Ключевой документ

Ключевым документом, подписанным по итогам визита А. Меркель в США, стала новая Вашингтонская декларация, подтверждающая приверженность США и Германии фундаментальным принципам демократии, недопустимость иностранного вмешательства в дела суверенных государств и неизменную поддержку гражданского сообщества.

Как страны, экономика которых зависит от свободного транзита товаров по всему миру, США и Германия подтвердили критическую важность свободы судоходства и проливов, а также других законных видов использования моря в соответствии с международным правом.

Также США и Германия выразили намерение сопротивляться попыткам разделения мира на конкурирующие сферы влияния, будь то попытки территориальной аннексии, контроль над цифровой инфраструктурой, маршрутами поставок энергии и пр.

Страны подтвердили решимость принять срочные меры по преодолению климатического кризиса, в т.ч. путем создания программы партнерства в области климата и энергетики для углубления сотрудничества в области политики и энергетических технологий, необходимых для ускорения глобального перехода к нулевой эмиссии углерода.

В качестве демонстрации приверженности согласованным принципам стороны приняли решение о запуске американо-германского форума по вопросам будущего, который будет в полной мере использовать опыт и новаторский потенциал обеих стран и рекомендовать решения для совместного формирования будущего.

Чтобы облегчить сотрудничество по важнейшим экономическим вопросам, стороны также устанавливают американо-германский экономический диалог.

Северный поток-2 

МГП Северный поток-2 ожидаемо стал одной из самых сложных тем переговоров А. Меркель и Д. Байдена.

Разногласия между США и Германией по вопросу данного проекта сохраняются, но сделанные на пресс-конференции заявления позволяют предположить, что по базовым моментам консенсус есть.

Администрация Д. Байдена признала, что санкции против проекта бессмысленны, но запущен МГП Северный поток-2 может быть лишь при условии гарантий для Украины.

В частности, Россия должна будет продолжать транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины, причем речь может идти не только о текущем 5-летнем контракте, истекающем в 2024 г., но и более долгосрочном транзите.

США и Германия со своей стороны будут помогать Украине в модернизации энергетики, в т.ч. развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и водородного топлива.

Работа по формированию практических подходов к реализации этих намерений продолжается и не все идет гладко, но ситуация далеко не тупиковая.

Тезисы от Д. Байдена:

  • мы вместе будем продолжать защищать наших союзников на восточном фланге по НАТО от российской агрессии,
  • хотя я еще раз повторил свою озабоченность по поводу Северного потока-2, канцлер и я едины в убеждении, что России нельзя позволять использовать энергию в качестве оружия для принуждения или угрозы для своих соседей,
  • моя точка зрения на Северный поток-2 известна уже давно,
  • но к тому времени, когда я стал президентом, проект был завершен на 90%, вводить санкции, похоже, не имело никакого смысла,
  • было разумнее работать с канцлером, чтобы выяснить, как она поступит, в зависимости от того, пыталась ли Россия каким-либо образом шантажировать Украину,
  • хорошие друзья могут не соглашаться,
  • канцлер и я попросили наши команды подумать о практических мерах, которые могут быть приняты и о том, действительно ли энергетическая безопасность Европы, безопасность Украины укрепляются или ослабляются действиями России,
  • посмотрим,
  • мы запускаем партнерство в области климата и энергетики для поддержки энергетической безопасности и развития устойчивых энергетических технологий, а также развивающихся и развивающихся экономик, в т.ч. в Центральной Европе и на Украине.

 Тезисы от А. Меркель:

  • мы говорили о России и Украине и, в этом контексте, о Северном потоке-2,
  • мы пришли к разным оценкам того, что влечет за собой этот проект,
  • наша идея заключается и остается в том, чтобы Украина оставалась транзитной страной для природного газа,
  • Германия будет активно действовать, если Россия не будет уважать право Украины, которое она имеет как транзитная страна,
  • мы много работали - не только Германия, но и вся Еврокомиссия - для переговоров с Россией и Украиной по газовому контракту,
  • в нашем распоряжении есть ряд инструментов, не обязательно на немецкой стороне, а на европейской стороне,
  • надеюсь, нам никогда не придется принимать эти решения,
  • Северный поток-2 - это дополнительный проект, а не проект, призванный заменить какой-либо транзит через Украину.

Перспективы запуска Северного потока-2

Из скупых и осторожных заявлений Д. Байдена и А. Меркель можно сделать ряд выводов о перспективах запуска МГП Северный поток-2 и транзите российского газа в Европу через украинскую ГТС.

Во-первых, Германия по-прежнему нацелена на запуск МГП Северный поток-2.
Кандидат в канцлеры от Христианско-демократического союза (ХДС) А. Лашет, фактический преемник А. Меркель, уже подтвердил заинтересованность Германии в МГП Северный поток-2.

При этом А. Лашет, также как и А. Меркель, считает необходимым выставление условий для запуска МГП Северный поток-2, «чтобы это нельзя было использовать геополитически».

Фактически это означает, что при запуске газопровода должны быть обеспечены гарантии для Украины.

Во-вторых, США не нацелены на введение санкций против Nord Stream 2.

В середине августа 2021 г. Госдеп США должен представить в Конгресс следующий доклад по санкциям против МГП Северный поток-2 по закону о защите энергетической безопасности Европы (Protecting European Energy Security Act, PEESA).

В последнем своем докладе Конгрессу США по санкциям по закону PEESA Госдеп указал, что Nord Stream 2 ведет деятельность по строительству МГП Северный поток-2, попадающую под санкции США, но отказался от включения компании в санкционный список, чтобы окончательно не ухудшить отношения с Германией.

В итоге выпущенный Минфином США санкционный список по закону PEESA, включал 2 компании, 1 госучреждение и 13 судов, без Nord Stream 2.

Скорее всего, новый доклад будет включать еще ряд судов, участвующих в достройке и еще не попавших под санкции, но Nord Stream 2 вновь избежит санкций.

А вот вопрос о санкциях против сертификатора проекта остается открытым.

В третьих, транзит газа по ГТС Украины будет сохранен после 2024 г.

Пока неочевидно, будет ли продлен действующий контракт или потребуется его перезаключение.

Свои требования Украина уже озвучила - новый контракт на транзит газа на 45-50 млрд м3/год на следующие 15 лет с финансовыми гарантиями европейских банков или компаний (текущий контракт предусматривает транзит 40 млрд м3/год газа в 2021-2024 гг.).

Запросы Украины вполне реальные - это близко к предложенными президентом РФ В. Путиным 50 млрд м3/год после истечения текущего контракта.

Дополнительные транзитные мощности России нужны, как с учетом растущей потребности Европы в импорте газа, так и искусственных ограничений, наложенных на газотранспортные мощности для поставок российского газа в Европу.

Так, МГП Северный поток-2 не был выведен из-под действия обновленной газовой директивы ЕС, что ограничит его загрузку после запуска.

Nord Stream 2 это решение оспаривает, но перспективы туманны.

Кроме того, недавно принятое Судом ЕС решение оставляет в силе ограничение транзитных мощностей МГП OPAL, восточного отвода от МГП Северный поток на территории Германии, на 50%.