Денис Дикин, директор по продажам и маркетингу ДПО Пластик, считает, что удорожание стоимости сырья для производства ведет к усилению конкуренции между производителями тарно-упаковочных материалов для молочных изделий. В то же время, основным фактором востребованности всех видов упаковки является динамика спроса-потребления молочной продукции. Последняя пока дорожает, и сохранение такой тенденции напрямую повлияет на объемы производства разных видов упаковки.

Эти и смежные вопросы Денис Дикин разъясняет обозревателю RCC:

- Что Вы могли бы сказать о динамике производства молочных изделий и рынка «молочной» упаковки?

- Динамика потребления молочной пленки, естественно, напрямую связанна с производством и переработкой молока и молочных продуктов. Рост производства жидкого обработанного молока с 2010 по 2014 года составил 8%. На топ-10 регионов, включая, например, Нижегородскую область, приходится более 40% объема производства жидкого обработанного молока.

Емкость рынка молочной пленки в стране оценивается в районе 20 тыс. тонн в год. Но введение продуктового эмбарго и резкий обвал рубля привели к резкому росту стоимости сырья для производства упаковки и к удорожанию самой продукции. Доля упаковки в розничной цене молочных товаров составляет от 2 до 9%. В то же время, использование пленки для упаковки молока позволяет снизить данный показатель до минимальных 2% в структуре цены.

Использование современных материалов, во-первых, позволяет уменьшить толщину плёнки, при одновременном получении дополнительных преимуществ по физико-механическим показателям и эстетическим свойствам упаковки. Во-вторых, приводит к экономии плёнки при фасовке. Эти факторы учитываются нашим предприятием: оно производит трёхслойные полиэтиленовые соэкструзионные пленки с барьерным черным, серым или белым слоями.

- Насколько, по Вашему мнению, уровень конкуренции на рынке упаковки молочных изделий зависит от динамики спроса на молочные продукты?

- Сегодня на рынке молока и молочных продуктов используют несколько типов упаковки: полимерная пленка, ПЭТ-тара, картон (Tetra-pack), стекло и прочие виды упаковки (Линпак). По результатам опросов наших клиентов, доля пленки для упаковки молока достигает 45% в структуре используемых материалов. Соответственно, в сегодняшней экономической ситуации покупатели «возвращаются» к полиэтиленовой упаковке. По нашим прогнозам, доля молока в пленочной упаковке в ближайшее время значительно не изменится.

Хотел бы отметить, что рынок молочной пленки очень динамичен. Наблюдается «запредельная» конкуренция как среди производителей пленки, так и со стороны «Тетра Пака». Основные  производители этой пленки сосредоточены в тех же 10-ти топ-регионах – основных продуцентах жидкого обработанного молока. Крупнейшими производителями молочной пленки с печатью являются Finnpack, Литон, ДельтаПак, НТЛ-Упаковки, АО ДПО Пластик, Полипак (г. Казань), Гаммафлекс, Уралпластик-Н. Помимо этих крупных производителей, на рынке присутствует, без преувеличения, огромное количество небольших региональных игроков, привлекающих заказчиков низкой ценой.

Высказываются мнения, что в России среди постоянных покупателей молока в мягкой упаковке  преимущественно люди с небольшими доходами. Но это не совсем так. На отечественных предприятиях производство молока в пленочной упаковке из года в год стабильное; по опросам представителей молочной отрасли, в среднем не менее 40-45% от всего выпускаемого питьевого молока. Эта планка, при продолжающемся снижении платежеспособного спроса населения, имеет тенденцию к росту.

Тем не менее, на рынке молочной продукции наблюдается постепенное вытеснение пленки другими видами упаковки; одновременно снижается потребление традиционных молочных продуктов. Растет производство продуктов, сравнительно новых для российского потребителя: йогуртов, молочных напитков и творожков, которые фасуют в пластиковые стаканчики и ванночки. Соответственно, повышается спрос на более современную, порционную и креативно оформленную упаковку.

Активно растет рынок стерилизованного молока. С одной стороны, длительные сроки хранения удобны потребителю. С другой - крупные сети и гипермаркеты, а также сам производитель производят-получают продукт, удобный и экономичный с точки зрения логистики, хранения и продажи. Пластиковую бутылку активно используют производители этно-национальных молочных напитков, таких как  «айран» и т.п.

В сегменте стерилизованного молока доля ПЭТ не превышает 2-3%. Дело в том, что для продуктов с длительным сроком хранения, а также для упаковки «семейного» формата больше подходит картон: он выигрывает по таким основным критериям, как цена за единицу упаковки, функциональность, экологичность, удобство при транспортировке.

На наш взгляд, рост спроса на ПЭТ-бутылку продолжится еще два-три года, а затем пойдет на спад, как произошло несколько лет назад в Европе. Пластик будет использоваться в основном для упаковки функциональных напитков и для порционного формата, например, в сегменте жидких йогуртов и/или кисломолочных напитков.

При этом, некоторые традиционные виды упаковки уходят с рынка. Так, популярная в советский период стеклянная бутылка сейчас имеет весьма незначительную долю в сегменте упаковки жидких молочных и кисломолочных продуктов. Скорее всего, в будущем данный показатель не увеличится. А среди новых для молочного рынка видов – упаковка дой-пак: пока она используется для фасовки сгущенного молока. Тем не менее, в России уже есть примеры розлива жидких молочных продуктов в подобную упаковку.

- Какие экономические факторы всё активнее влияют на динамику «молоко-упаковочного» рынка?

- Это факторы цены и объемов производства. Как полагает новый глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, отечественное молоко сможет полностью обеспечить потребности жителей России, в лучшем случае, через 10 лет.

Недостаток отечественного молока, а также продуктовое эмбарго, введенное Россией в отношении ряда стран, негативно сказались на себестоимости молока. Вдобавок, резкий обвал рубля привел к резкому росту стоимости сырья для производства упаковки и к дополнительному удорожанию самой продукции. По итогам только первого квартала 2015 г. она подорожала на 30-40% по сравнению с тем же периодом 2014 г.