Дерегулирование экспортных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки возможно только в отношении нефти и нефтепродуктов, заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев.  

"Говоря экономическим языком, можно либерализовать тариф РЖД, например, по нефтепродуктам и нефти, и мы всерьез это обсуждаем. По другим - нет, нельзя. Повышение экспортной надбавки - это не то, что мы приветствуем", - сказал он.

Артемьев подчеркнул, что сегодня деятельность РЖД по перевозкам нефти и нефтепродуктов "уже лимитирована дешевизной трубопроводного транспорта". 

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на письмо президента РЖД Олега Белозерова руководителю ФАС Игорю Артемьеву, для обеспечения финансовой сбалансированности работы на 2017 год в условиях дерегулирования тарифов на экспортные перевозки необходимо будет принять решение по увеличению тарифов на них на 19,6%.

Кроме того, установление РЖД тарифов сверх параметров прогноза социально-экономического развития может быть расценено как нарушение норм антимонопольного законодательства и привести к принятию мер в соответствии с законом "О защите конкуренции", что "сохраняет риски РЖД по несбалансированности бюджета", отмечается в письме. Кроме того, дерегулирование экспортных тарифов не гарантирует выполнение обязательств РФ, взятых в рамках договора ЕАЭС в области железнодорожных перевозок (согласно которым, при перевозке грузов по территориям государств-членов применяются унифицированные тарифы для экспортного, импортного и внутригосударственного сообщения). 

При этом глава РЖД напоминает о возможностях, в том числе зафиксированных в договоре о ЕАЭС, менять тарифы в рамках ценовых пределов, установленных органом регулирования, то есть так называемого "тарифного коридора". "В этих условиях, по оценке компании, основными направлениями обеспечения сбалансированности финансовой деятельности являются: оптимизация издержек и внесение точечных изменений в прейскурант 10-01, обеспечивающих сокращение тарифных диспропорций, а также упрощение правил изменения уровня тарифов в рамках ценовых пределов.

РЖД с начала 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года. В настоящее время экспортная надбавка в размере 13,4% действует только в направлении Дальнего Востока и обусловлена ограничениями пропускной способности инфраструктуры. 

Точечные изменения тарифной базы, предлагаемые РЖД, предусматривают дополнительную индексацию тарифов на перевозки в собственных полувагонах на 2,2% (для высокодоходных грузов третьего класса) и на 4,2% для грузов первого и второго классов. Кроме того, монополия предлагает дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%, а перевозки в контейнерах - на 4,2%. Унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов предусматривает перевод части номенклатуры (газовый бензин и дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойля - из третьего во второй тарифный класс. В качестве альтернативы предлагается перевести все нефтяные грузы во второй тарифный класс.