В пресс-центре «РБК» 2 декабря прошла пресс-конференция, посвященная вопросу дестабилизации рынка серы. В мероприятии приняли участие представители руководства ООО «Газпром сера», реализующего на российском рынке техническую серу производства ООО «Газпром добыча Оренбург» и ООО «Газпром добыча Астрахань», - Андрей Лазуков (генеральный директор), Павел Карпов (первый заместитель генерального директора) и Ольга Образцова (заместитель генерального директора по юридическим и корпоративно-имущественным вопросам).  

Поводом к пресс-конференции послужили претензии к ООО «Газпром сера» со стороны группы «ФосАгро» в невыполнении контрактных обязательств по поставкам жидкой серы, из-за чего та была вынуждена частично приостановить выпуск минеральных удобрений на Балаковском филиале АО «Апатит». Так, Андрей Лазуков заявил, что на 1 декабря предприятие получило объем жидкой серы, превышающий контрактные обязательства, поэтому остановка выпуска минеральных удобрений на данном предприятии не может быть связана с деятельностью ООО «Газпром сера».

Андрей Лазуков также заверил журналистов, что претензии «Фосагро» не имеют под собой оснований: астраханское и оренбургское предприятия группы «Газпром» производят жидкую серу в объеме, необходимом для выполнения контрактных обязательств перед «Фосагро». Вместе с тем, гарантировать стабильный ежегодный объем поставок для потребителей не позволяет нарастающий дефицит парка железнодорожных цистерн: грузовых вагонов, имеющихся, в собственности ООО «Газпромтранс» («дочки» «Газпрома», осуществляющей перевозку серы) недостаточно для обеспечения потребностей рынка.

О причинах возникновения дефицита рассказала Ольга Образцова. По ее словам, сокращение количества специализированных цистерн (с 1217 до 972 в 2014-2015 гг.) произошло после вступления в силу технического регламента Таможенного союза от 15.07.2010 № 710 «О безопасности подвижного состава»: в его тексте, в частности, указывается, что срок службы уже использующихся вагонов может быть продлен в том случае, если они соответствуют требованиям, закрепленным в официальных документах стран-членов ТС. Однако с тех пор нормы, которые бы определяли порядок проведения технического осмотра грузовых цистерн, так и не были приняты. В результате продлить срок службы вагонов, длительность эксплуатации которых достигла более 20 лет, сейчас невозможно.

Андрей Лазуков предложил варианты выхода из сложившейся ситуации. В частности, компании-потребители жидкой серы могут взять в аренду либо приобрести в собственность специализированные грузовые цистерны. Это позволит доставить необходимый объем жидкой серы до потребителя. Именно таким образом, по словам Лазукова, поступили компании «Щекиноазот» и «Еврохим». Другой вариант - переход компаний-потребителей, имеющих соответствующие мощности, на использование твердой серы, для поставок которой нет инфраструктурных ограничений.  

В завершение пресс-конференции Андрей Лазуков выразил надежду на то, что «Фосагро» займет конструктивную позицию и пойдет на взаимовыгодный компромисс в вопросе поставок жидкой серы, на который уже согласились многие участники отечественного рынка.