Минфин не видит оснований для расширения периметра льгот для геологоразведочных работ (ГРР) в Арктике. Такую позицию представили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства в ответ на просьбу прокомментировать инициативу "Газпром нефти" об изменении повышающего коэффициента для ГРР на арктическом шельфе с 1,5 до 3,5. 

"В настоящее время действует достаточное количество налоговых мер для стимулирования реализации нефтегазовых проектов в Арктике (начиная от права применения специального коэффициента к основной норме амортизации и заканчивая льготными ставками по НДПИ для участков недр в ряде регионов, расположенных севернее 70 градуса северной широты). При этом коэффициент восполнения запасов в разрезе углеводородного сырья в целом в России сохраняется на стабильном уровне, а в части твёрдых полезных ископаемых имеет тенденцию к росту. Это является показателем эффективности существующих мер стимулирования", - отметили в Минфине. 

"Складывающаяся ценовая конъюнктура также способствует росту инвестиционной привлекательности ГРР в текущих условиях (среднее значение рублевой цены на нефть "Юралс" за период с января по середину июня 2021 года достигло 4,7 тыс. руб./барр., для сравнения: 3,0 тыс. руб./барр. в 2020 году, 3,5 тыс. руб./барр. в среднем за последние 5 лет). При этом Минфин России не получал сведений, в частности детализированных финансово-экономических моделей проектов, которые бы свидетельствовали об обратном. Как следствие, сегодня мы не видим оснований для расширения периметра арктических льгот для ГРР", - подчеркнул представитель ведомства. 

В середине июня замглавы "Газпром нефти" по разведке и добыче Вадим Яковлев сообщал, что компания считает актуальным освоение шельфа Арктики при текущих ценах на нефть, в связи с чем видит необходимость вести диалог с государством о поддержке геологоразведки на шельфе. В частности, НК предложила изменить повышающий коэффициент с 1,5 до 3,5 для ГРР на шельфе Арктики, пишет Финмаркет

Яковлев подчеркнул, что в мире традиционным способом поддержки ГРР на шельфе является софинансирование со стороны государства инвестиций на поисково-оценочном этапе: "Зачастую это так называемый налоговый щит. Когда для расходов на геологоразведку применяется повышающий коэффициент, чтобы эти расходы снижали выплаты по налогу на прибыль. Сейчас такой механизм в России также применяется, например, коэффициент 1,5. Таким образом, доля софинансирования государства составляет 30%. В мировой практике эта доля выше, например, в Норвегии до 70%, до 80%. С этим связано наше предложение повысить повышающий коэффициент с 1,5 до 3,5, и, таким образом, довести долю государства до 70% на этапе ГРР. Мы ведём обсуждение этого вопроса с Минфином, Минэнерго, Минвостокразвития". 

В прошлом году Минфин не поддержал аналогичную инициативу Минприроды - о повышающем коэффициенте в 3,5 для ГРР на шельфе.