фас.роснефть.транснефть

Спор "Транснефти" и "Роснефти" о том, как рассчитывать потери нефти в трубопроводах, может затянуться. Нефтекомпания попросила ФАС рассмотреть вопрос, в службе обещают сделать это за месяц, но не исключают продления срока. ФАС, видимо, может поддержать позицию нефтекомпании, считая, что по закону учитывать нужно фактические, а не нормативные потери. Но как это сделать, пока не ясно, так как ни у кого из сторон нет готовой методики распределения по компаниям потерь обезличенной в трубе нефти.

Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил вчера, что в ведомство обратилась "Роснефть" с просьбой рассмотреть вопрос расчета остатков нефти в трубопроводах "Транснефти". Сделать это ФАС планирует в течение месяца, в случае необходимости рассмотрение продлят. Запрос "Роснефти" — часть спора компаний по технологическим потерям, которые сейчас составляют около 700 тыс. тонн в год (0,14% от прокачки 480 млн тонн).

"Роснефть" и вошедшая в ее состав "Башнефть" в декабре 2016 года не подписали договор на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год. "Роснефть" потребовала изменить условия контракта в суде (иск рассмотрят 3 марта), в качестве обеспечительных мер "Транснефти" запрещено останавливать прокачку нефти "Роснефти". Еще один иск против "Транснефти" 26 января подала "Башнефть".

Как пояснил "Ъ" глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, в заявлении "Роснефть" настаивает на том, чтобы учитывались фактические потери при транспортировке (в пределах норматива Минэнерго), а не просто нормативные. Монополия утверждает, что не может определить фактические потери. Как пояснил источник в отрасли, это связано с тем, что у "Транснефти" фактически нет данных о реальных объемах прокачки нефти по компаниям на конкретном участке: нефть "обезличивается" в системе, а транспортировка становится виртуальной. ""Роснефть" оценивает это как навязывание невыгодных условий договора, так как "Транснефть" является естественной монополией",— говорит господин Махонин. Он добавил, что, по правилам недискриминационного доступа к нефтепроводам, учитываться должны именно фактические потери.

Сейчас технологические потери рассчитываются по методике, предложенной "Транснефтью" и утвержденной Минэнерго в 2013 году. Она также стала итогом спора "Роснефти" и "Транснефти" по этому вопросу. Но и потом нефтекомпания не раз жаловалась на то, что нефть производителей остается у монополии и приносит ей прибыль, а также пыталась изменить договор. В "Роснефти" замечали, что потери рассчитываются по методике "Транснефти", а не Минэнерго. Претензии связаны с тем, говорит источник в отрасли, что до сих пор не закончен процесс утверждения потерь на участках (с министерством согласовано около 90%). "Транснефть" сообщала, что направляет прибыль от продажи остатков нефти на благотворительность. При этом, добавляют в компании, методика "Транснефти" снижает потери в трубе почти втрое относительно расчетов Минэнерго, которые допускают 2 млн тонн в год.

Но, как пояснил cоветник президента "Транснефти" Игорь Демин, "новой методики расчета технологических потерь при транспортировке, без которой невозможно решить конфликт, от "Роснефти" в компании и Минэнерго не видели". Чтобы поделить какие-то остатки, добавил он, нужно сначала посчитать потери. Источник  в правительстве подтверждает, что у "Роснефти" нет своего варианта. В самой компании ситуацию комментировать не стали.

Гендиректор юридической компании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина считает, что эффективнее было бы привлечь ФАС в судебный процесс третьим лицом, чтобы позиция госоргана была высказана в суде, нежели ждать, пока служба проведет проверку и вынесет решение. "Жалоба может рассматриваться ФАС три месяца, служба решает, возбуждать ли дело, и если возбуждает, то у ФАС есть еще девять месяцев на проверку и вынесение решения,— указывает она.— Кроме того, решение службы может быть оспорено в суде". Таким образом, по ее словам, это весьма длительный процесс.